Шкала благополучия отношений

Из кн. Василец Т. «Мужчина и Женщина –тайна сакрального брака»
С.-П, Речь, 2010.
Инициационая терапия мужской и женской зрелости развивается как самостоятельное направление практической психологии с 2000 г.

Метод направлен на наиболее животрепещущий вопрос современности – оптимизацию и оздоровление отношений мужчины и женщины, семейных и родовых взаимоотношений. Такая многоплановая цель достигается путем проживания инициаций мужской и женской зрелости. В качестве сюжетной основы инициаций используются архетипические персонажи, а также – целостные архетипические сюжеты, сказки, мифы, легенды и былины, герои которых преодолевают препятствия на пути к счастливому любовному союзу.
Основы метода создавались в соавторстве с ростовским психологом Романовой Натальей. В последствии инициационная терапия мужской и женской зрелости, развиваясь на базе Российского (частного) Института инициаций Мужчины и Женщины (РИИМиЖ, www.inits-terapiya.ru) Василец Татьяны, обогатилась многими инструментами, помогающими участникам инициаций гармонизировать их мужские и женские судьбы.
Одним из таких инструментов стала весьма популярная у участников инициаций Шкала благополучия отношений.

Шкала благополучия отношений

 
Если отношения мужчины и женщины своевременно и гармонично поднимаются по неким эволюционным ступеням, можно говорить об определенном классическом пути их развития.


Существуют и различные виды отклонений от естественного эволюционного пути, когда отношения между мужчиной и женщиной «застревают» в кризисных точках или образуют «петли» или «заколдованные круги». Чтобы понять механизмы такого «застревания», чтобы успешно и вовремя справляться с такого рода «заторами» и «пробками» в развитии отношений мужчины и женщины, инициационная терапия мужской и женской зрелости использует такой инструмент как «Шкала благополучия отношений». Шкала была создана в ответ на запросы участников инициаций, которых интересовали не только причины одиночества или других проблем в отношениях, но и – типы и подтипы развивающихся отношений мужчины и женщины.


Следует подчеркнуть, что «Шкала благополучия отношений» как инструмент измерения зрелости мужско-женского союза в качестве основного критерия использует ответственность мужского начала личности как ведущего и правящего начала. Иначе говоря, мужское в личности является ее фундаментальным природным защитным механизмом как для мужчины, так и для женщины.


Главный критерий зрелости мужского начала – наличие хорошего контакта с женской стороной личности (с Душой). Если в личности женщины достаточно развито ее мужское начало, то оно защищает интересы женственности, и женственность расцветает под защищающим крылом Внутреннего Мужчины. Если же мужское достаточно развито в личности собственно мужчины, то он не только силен и решителен, но и чуток по отношению к своим чувствам, состояниям, потребностям. Кроме того, он хорошо понимает состояния и переживания тех, за кого взял ответственность.


«Шкала благополучия отношений» раскрывает и эволюционное значение одиночества как некого важнейшего этапа в процессе развития личности.


Поскольку инициационный подход к мужской и женской зрелости видит в качестве наиболее здорового защитного механизма личности, в качестве творца мужско-женских отношений именно мужское начало (как реального мужчину, так и Внутреннего Мужчину каждой женщины), предлагаемая шкала представляет мужско-женский союз с точки зрения отношения мужчины (и мужского начала) к его функциям в паре.


Подход, учитывающий ведущую роль мужского начала в создании любых (и внешних, и внутренних) отношений позволяет преодолеть путаницу, связанную с исследованием мужской и женской ответственности за характер отношений.


Практические наблюдения показали, что если в личности мужское ее начало не справляется со своими защитными функциями, – женское ее начало подвергается излишней нагрузке. Если мужское начало личности достаточно защищает женское и детское, женское начало расцветает, а детское – благоденствует.


Если говорить о реальной женщине, которая неудовлетворенна своими отношениями с мужчиной, то анализ с точки зрения ведущей роли мужского начала личности освещает, прежде всего, состояние, в котором находится ее Анимус, и ту позицию, которую Анимус занимает в адрес ее женственности. Суть отношений реальной женщины с реальным мужчиной полностью аналогична сути взаимоотношений ее внутренних мужского и женского начал.


Что касается мужчины, то его отношения с реальной женщиной строятся на основе того контакта, который существует у него с Внутренней Женщиной, то есть – с его глубинной женственностью, Душой (чувствами, их оттенками, их динамикой и пр.). Если мужчина не вполне доволен тем, какие отношения складываются у него с реальной женщиной, то и его контакт с Внутренней Женщиной оставляет желать лучшего.


Итак, обратимся к одному из вариантов классификации мужско-женских отношений – шкале благополучия отношений.

Если отношения мужчины и женщины своевременно и гармонично поднимаются по неким эволюционным ступеням, можно говорить об определенном классическом пути их развития.

Отметим на вертикальной линии позицию «0», и условимся, что вертикаль выше «0» представляет собой область достаточно гармоничных отношений между мужчиной и женщиной – область достаточно счастливых пар. Шкала ниже «0» – область недостаточно счастливых пар – символизирует отношения, страдающие от различных видов дисгармонии. Саму же точку «0» можно определить как область безбрачия или одиночества.


Близко расположенные на шкале виды недостаточной и достаточной мужской ответственности, которые приведены ниже, в реальной жизни могут наблюдаться в поведении одного и того же человека, в одной и той же паре. Задачи нашего анализа требуют разделить и ранжировать виды неблагополучия и благополучия мужско-женских отношений, так как любая дифференциация – это важная часть преодоления проблемы, способ создания ресурсов для ее решения.


Если рассматривать шкалу по мере движения от «0» вниз, мы наблюдаем область зависимых отношений. Эмоциональная зависимость порождает некую псевдолюбовь, то есть отношения, которые наполнены сильными чувствами, но отличаются тем, что партнеры рано или поздно начинают ощущать, что так или иначе скованы друг другом, и это мешает им двигаться и развиваться. В зависимых союзах люди связаны тем, что другой неосознанно воспринимается как необходимое условие для прохождения неудовлетворительно пройденных этапов роста собственной личности.

 
В области недостаточно счастливых пар на уровне «-1» стоят пары, в которых мужчина не любим женщиной. Пострадавший в детстве от материнской холодности мужчина живет с женщиной, которая его не любит. В этом случае оба страдают от эмоциональных лишений, но выдерживают парное соглашение оставаться вместе. На первый взгляд такая пара может казаться вполне благополучной, но на деле истинная женственность обоих партнеров находится «в плену». Холодная, заколдованная внутренняя женственность – результат ее подавленного, незащищенного положения. Именно в таком положении находилось и женское начало матери нелюбимого мужчины.


«Плененность» женского начала его избранницы говорит о том, что ее отрыв от отца еще не произошел, так как ею не пройден еще более ранний этап развития – естественное единение дочери с отцом благодаря укрывающему крылу его защищающей и оберегающей силы, единению, которое проявляется для девочки как безусловное отцовское принятие. В норме в ответ на такое принятие цельный образ отца со всеми его достоинствами и недостатками также принимается, «впитывается» созревающей личностью дочери. В частности, принимается и злодейская (негативная) часть его личности, энергия которой при столкновениях с развивающейся, победоносной частью ее Анимуса переходит в функцию защиты.


В случае с нелюбимым мужчиной собственный внутренний Злодей женщины не признан и «выселен» за границы основной структуры ее личности. На вид этот Злодей беззлобный и домашний. Злодеем же эту часть мужского начала делает отсутствие доступа в изобильные «райские сады» женственности, невозможность подпитаться ее целебными силами. Он как бы приговорен томиться у Священных врат в эту волшебную страну. Туда не пускает его бессознательный запрет «быть счастливым, быть любимым». Таков был отец нелюбящей женщины.


Она носит в себе внутренний запрет «быть счастливой женщиной» в полной мере. В эмоциональном плане такой союз символически можно описать как семейную жизнь Снежной Королевы, согласившейся выйти замуж за Кощея Бессмертного. Несмотря на то, что Кощей с виду мягкий и сентиментальный, – то есть, мужчина сознательно дорожит отношениями и «служит» женщине, – вытесняемая часть агрессии мужчины и женщины передается их детям, и их отношения с представителями противоположного пола напоминают уже поле боя за освобождение пленненой женственности и восстановление прав отчужденной мужественности.


При этом страждущий любви Кощей (как реальный мужчина, так и внутренний Кощей женщины) может эмоционально «пленять» не только жену, но и детей. О дочери, которую до поры до времени принято держать при родителях, он нередко тайно вздыхает как о единственной женщине, чьим сердечным теплом он надеется согреть свою Душу. Поэтому внутренне он не спешит отдавать ее «сопернику» – возможному избраннику дочери. В этом случае отец может «позволять» дочери достигать любых успехов, кроме успехов на личном фронте. Иначе говоря, отец-Кощей не благословляет дочь именно на женское счастье. Поэтому дочь такого мужчины, чтобы отделиться и сбежать во взрослую жизнь, может неосознанно вести себя по-мужски, достигая высоких социальных результатов. К браку же она относится как к «стрессу» или «плену». Она не заинтересована в контакте со своей женственностью, которую «сторожит Кощей», и воспринимает женское умение сострадать как слабость. Надевая маску «воина» и позиционируя себя, как успешного мужчину, она неосознанно рассчитывает обескуражить несчастного Кощея и таким образом «улизнуть» от его негласных притязаний.


Мальчик в семье с плененной женственностью лишен опыта мужественности, так как истинная мужественность проявляется только в отношении к женственности, а отец-Кощей, страждущий исцеления и женского тепла, еще далек от истинной защищающей мужской позиции. Поэтому сын ищет заветную инициирующую мужскую силу не у отца, а у других мужчин, что может привести и к гомосексуальной ориентации.


На уровне «-2» находятся пары, где мужчина болен. Заболевание мужчины несет женщине подспудный сигнал: «на меня как на мужчину не очень-то надейся». Так неосознанно отвергается женское начало реальной, и, прежде всего – Внутренней Женщины болеющего мужчины. Известно, что женское имеет исцеляющие свойства. Отвергая подавляющую власть своей собственной внутренней гиперматеринской структуры (Дракона), мужское Я такого мужчины отвергает вместе с тем и женское.


Болезнь мужчины прочитывается реальной женщиной как приглашение быть для него, прежде всего, матерью. Дракон, не допускающий союза мужского и женского начал, принимает здесь уважаемый облик Заболевания. Пара попадает к нему в плен, и не исключено, что попытки их детей освободиться от «больничной» власти Дракона будут переводиться на язык симптомов тела, способствуя эмоциональной глухоте.


Девочка в такой семье обучается у матери подавлять свою неудовлетворенность и агрессию, превращаясь в «сестру милосердия», либо может отражать вовне вытесняемую агрессию матери и становится бунтаркой, фраппирующей семейные нормы и ценности. Мальчик может страдать от депрессий, так как не получил инициаций на тему «как быть успешным мужчиной в отношениях с женщиной», но опираясь на свою внутреннюю материнскую часть, он вполне может стать «хорошей матерью» в своей собственной семье. Правда, остается нерешенным вопрос: как его дети узнают, что такое мужественность?


Уровень «-3» представлен парами с некормящим мужчиной. Он мучается в поисках работы либо страдает от невысоких заработков или подавляющего начальства, не дающего ему «пробиться», а чаще – тяготится всеми проблемами кормильца вместе взятыми. Синдром «некормления» может проявляться и неявно. В этом случае заработки мужчины вполне обеспечивают потребности семьи или даже очень высоки, но мужчина при этом внутренне противится своей функции кормильца – демонстрирует свою нелюбовь к работе, крайнюю усталость, прямо или завуалировано жалуется на неприятности на работе, открыто проклинает свое дело и т.п. Такие признаки перегрузки в области мужской функции кормления (обеспечения) сигналят о возможности некоторого «сползания» пары вниз по шкале благополучия отношений, так как длительное перенапряжение может привести к потере мужских энергий, и, к – охлаждению мужчины в адрес женщины.


Так или иначе, «некормящий» мужчина посылает женщине примерно такой бессознательный сигнал: «я не вполне могу поддерживать наш союз, у меня для тебя ничего нет» или «…у меня на тебя нет сил». Так выглядит бессознательная попытка мужчины путем «измора» вырваться из-под влияния своего внутреннего Дракона – материнского гиперкомплекса, спроецированного им на женщину. Пассивная природа такого вида псевдосражения с Драконом заключается для мужчины в его бессознательной провокации в адрес женщины и одновременно – в адрес его внутреннего Змея: «если я не буду тебя хорошо кормить, возможно ты исчезнешь, станешь меньше, умрешь с голоду, уйдешь сам(а)». Реальная женщина в такой паре может то помогать мужчине; то гневаться, взваливая всю ответственность за выживание на себя; то испытывать чувство вины из-за того, что мужчина «не жалеет себя ради семьи».


У детей в этих условиях ценности обладания материальными благами и количество затрачиваемых на это усилий сливаются с ценностью межчеловеческих отношений. Дракон приобретает облик материальных благ и борьбы за них, чем отныне измеряется качество отношений, глубина любви и преданности. Девочка вырастает излишне обидчивой и чувствует себя значимой как женщина в зависимости от подарков, «вложений» в нее мужчины. Мальчик становится ранимым мужчиной, обиженным на «хищниц-женщин», потому что чувствует себя используемым и эксплуатируемым, лишь только его женщине что-либо потребуется. Он рьяно следит за тем, чтобы никто не смел «ездить на нем».


Уровень «-4», где мужчина отвергает женщину, отражает пару, в которой мужчина хронически недоволен женщиной по каким-либо причинам. Претензии вполне респектабельного и заботливого мужчины могут иметь самый широкий разброс – от внешне вполне законных (плохая хозяйка) до совершенно абсурдных (мало зарабатывает, плохо выглядит, словом, «не такая»). Женщина мучается от чувства вины, сменяемого вспышками страха быть брошенной. Однако оба сохраняют союз с надеждой победить (понятно, Дракона) в этом затянувшемся турнире. Дракон мужчины принимает личину Красного Рыцаря поспевшей мужской агрессии, которого мужчина проецирует на женщину и которого ему давно пора одолеть внутри себя. Женщина стремится завоевать, наконец, признание отвергающего мужчины, чего ей не удалось в полной мере сделать в ее детских отношениях с отцом.


Их дети, отождествляя себя с матерью, нередко принимают «огонь» на себя и могут быть склонны к самопожертвованию в угоду недовольному отцу. Идентифицируясь же с отцом, дети могут быть настроены против матери, обращаясь с ней как с «козлом отпущения». В их собственных мужско-женских союзах они могут избегать оценивать партнера. Такой «скромный» Дракон способен сослужить «медвежью услугу», поскольку здравый смысл в отношениях никогда не бывает лишним. В результате дети из такой семьи могут выбирать в партнеры откровенных «мучителей».


Кроме того, у девочки в качестве защитной реакции может возникнуть желание «быть невидимой, незамечаемой» мужчиной, так как в этом случае символически появляется шанс избегнуть его оценок и критики. В крайнем выражении такая защита может принять форму анорексии (непринятие пищи, сопровождающееся явлениями дистрофии). Мальчик в результате отвержения матери отцом может носить в себе иллюзию, что Дракон уже повержен. А поскольку «некого» побеждать, он стремится придерживаться бессознательной стратегии «вне борьбы» и поэтому не ставит себе высоких целей. Обзаведясь семьей, он невольно машет на себя и свою семью рукой, и живет по принципу – «что есть, то и ладно».


Союз на уровне «-5», где мужчина изменяет, представляет собой особо острую форму недостатка ответственности в отношениях, так как в некоторых случаях непосредственно связан с угрозой жизни. Измена – это в каком-то смысле духовное покушение на партнера, поэтому многими она переживается так же тяжело, как и смерть. Послание, которое мужчина, посылает женщине, изменяя ей, звучит как шантаж: «Для других я ценен, а ты не ценишь меня! Оцени меня непременно очень высоко, независимо от моих достоинств и реальных возможностей, или я уйду!» Мужчина, изменяя женщине, как бы «вострит свой меч», оттачивает свою мужественность и любуется ею, как застывшей музейной ценностью. Если он «застревает» на этом этапе любования и из-за новых отношений с другой женщиной надолго отдаляет момент осознания, для чего же на самом деле нужна ему сверкающая мужская сила, он может «остаться ни с чем». Другая женщина является другой лишь на первый взгляд. Пресловутая социальная вторичность роли любовницы представляет собой традиционный «плен», где положение женщины подобно заточению сказочной Василисы в башне, куда Иван-царевич регулярно приходит на свидания, пробираясь туда «огородами» и ловко «обманывая» тем самым Дракона. Перспектива «освобождения» Василисы бесконечно откладывается Иваном на потом, так как он очарован своей находчивостью и наслаждается глупым положением Дракона больше, чем завоеванием Василисы.


Нередко собственно понимание того, что сила и решительность (меч) нужны мужчине именно для счастья исполнения Великой Защиты женского начала – как Внутренней Женщины, так и реальной главной женщины его жизни, – приходит, когда отношения с женщиной необратимо нарушены. В этих случаях для их полного восстановления нужно уже больше времени и сил, чем когда-то требовалось на их строительство. Эти новые усилия можно сравнить с духовными затратами, необходимыми, чтобы вырастить нового ребенка. Женщина в такой паре тяжело переживает свою беззащитность, но внешне терпелива и гибка. Однако она явно или неявно старается сама защищать свое достоинство, и ее подсознательная агрессия в адрес мужчины со временем может зашкаливать до уровня духовной войны с ним.


Дракон такой пары принимает облик лжи или замалчивания, и детям в их собственных отношениях между полами достается доля ярых правдоискателей.


Девочка из такой семьи позже будет искать и не находить, а однажды найдя – защищать свое женское достоинство в собственных отношениях с мужчиной, а мальчик, взрослея, – избегать битв с драконами путем легких побед над теми, кто слабее, учреждая в паре со своей женщиной игру «Поймай меня, если сможешь». Эта разновидность псевдосражения с Драконом (и одновременно подавления женственности – как Внутренней, так и реальной женщины) может казаться занятной до преклонного возраста. Но как бы то ни было, постоянное «убегание» от Великого Змея изматывает мужчину и лишает его ощущения мужского достоинства.


На уровне «-6» – мужчина бьет женщину. Это результат усиленного давления неинициированной мужской агрессии на область женского, рождающее подспудное желание показать, «кто здесь главный». Душа мужчины, бьющего женщин, стонет от боли. Другими словами, его Внутренняя Женщина переживает во внутреннем мире пытки и насилие, и в отчаянии посылает ему сигналы sos. Эти сигналы он и стремится уничтожить, уничтожая свою реальную женщину. Воспринимая эти импульсы как непонятную эмоциональную боль, мужчина воссоздает свою внутреннюю ситуацию снаружи, причиняя боль реальной женщине. При этом он облегчает собственные страдания лишь на момент избиения.


Женщина такого мужчины имеет в своем собственном внутреннем мире беспощадного Злодея, который притесняет и мучает ее женское. Побои со стороны мужчины приносят временное облегчение и женщине-жертве, так как ей предоставляется возможность открыто противостоять, гневаться и жаловаться в ответ на внутреннее подавление, которое агрессор-мужчина выносит наружу. Поскольку на внутреннее, непроявленное вовне самоподавление она не может реагировать осознанно, ее бессознательные реакции принимают лишь форму болезней или несчастий.


Дети такой пары невольно берут на себя в качестве главной задачу обеспечения безопасности выживания. Они встречаются в жизни с необходимостью «победить в драке», и нередко это помогает им преодолевать немалые трудности. Основная сложность состоит для них в наследовании внутреннего боя между мужским и женским началами, боя за получение каждым из них привилегии выживать без другого. Позиция «без другого» становится здесь неосознаваемым синонимом безопасности.

 
Уровень «-7» – мужчина пьет. Его безответственность достигает крайней точки – состояния детского неведения и младенческого «всасывания». Он как бы сообщает женщине: «Покорми, защити, спаси меня!» Женщина запирает свою женственность на замок и становится ему «родной матерью», которая то спасает, то ругает свое нерадивое «дитя». Дети, потесненные со своего детского места «маленьким» отцом, оказываются внутренне растерянными и преждевременно взрослеют. Вырастая, они могут искать в своих партнерах упрямых малышей, которых надо кормить и пеленать. Кроме того, они могут быть излишне склонны к иллюзиям и защитам по типу ухода от реальности, так как в семьях алкоголиков постоянно присутствует иллюзия, что пьющий может сам в любой момент перестать пить, но лишь из упрямства не делает этого.


Мальчики и девочки в таких семьях хуже дифференцируют функции полов и духовные различия между ними. Их могут раздражать разговоры на тему «мужского и женского».


Все описанные нарушения вполне устранимы с помощью любых психотерапевтических и других духовных усилий. Что касается практического опыта инициационной терапии, он показывает: если инициировать мужское начало личности в направлении освоения защитных функций в адрес женского и детского ее начал, – основные разногласия между внутренними мужским и женским аспектами личности устраняются за довольно краткий для терапии срок – от 6 месяцев до 2-3 лет.

Секрет одиночества или тайна Великого Ноля


На шкале благополучия отношений есть важная точка – ноль. Если навести на нее увеличительное стекло анализа и для удобства придать ей большой размер, перед нами раскроется еще одна духовная реальность – область Великого Ноля. Это область одиночества в прямом смысле слова. Она символизирует как внутреннее состояние одиночества, так и безбрачие.


Поскольку Ноль символизирует отсутствие чего-либо, в нашем случае – партнера, то пространство Ноля можно отождествить с архетипическим понятием Пустоты. В книге «Мужское и женское» Теун Марез сообщает, что мужское начало в процессе созревания должно «пройти через пустоту».


Пустота – сакральное пространство внутреннего мира, пугающее тем, что Я личностное, двигаясь к высшей точке своего развития – Я духовному, теряет порой на этом пути привычные ориентиры. Пустота лишена привычных влечений жизни, но через нее пролегают скрытые тропы, ведущие к более высоким уровням сознания. Внутренняя Пустота сродни Великому Нолю.


Ноль – это потеря прежних смыслов на время, которое требуется, чтобы родились новые, это исцеление через отказ от устаревших ценностей, тянущих назад, это обновление через попирание обычаев и традиций. Состояние Ноля является символической смертью, необходимой для перерождения Я. Ноль – это великая колыбель, в которой вынашивается могущество и сила личности, черпаемые ею из контактов с наиболее глубокими слоями Души и Духа. Известно, что духовные учителя для совершенствования сознания и постижения его высших уровней практикуют и рекомендуют своим ученикам уединение, аскетизм, отшельничество, медитацию, что по природе своей является состоянием Ноля.


Через Пустоту идти не легко, но этого пути не минует никто. Нередко, испугавшись ее кажущейся безжизненности, люди оказываются неготовыми к встрече с нею, поэтому торопятся заполнить Пустоту новыми отношениями, новыми чувствами, порой – гневом или искусственным весельем, алкоголем, иллюзиями наркотического экстаза, сексуальными переживаниями, удовольствиями от еды и других материальных благ. Но если не бояться Пустоты, а прислушаться и присмотреться к ней – однажды можно стать свидетелем удивительного таинства: Пустота рождает новые пространства и новые свойства нашего Я, новые формы сознания точно так же, как физический вакуум рождает элементарные частицы. Пустота дарит человеку уникальные новые возможности. Поднимаясь по ступеням сознания, мы все более осознанно можем путешествовать через Пустоту.


Область Великого Ноля на шкале благополучия отношений имеет полюса: положительный верхний, обращенный к гармоничной части шкалы благополучия отношений, и – отрицательный нижний, обращенный к дисгармоничной ее части. Кроме того, в соответствии с существованием зон зависимости и независимости на шкале, область Ноля делится пополам горизонтальной линией, разделяющей области зависимости и независимости. Таким образом, Верхняя половина Великого Ноля означает независимое одиночество, а нижняя – зависимое одиночество.


Пока мужчина или женщина проходят этапы зависимого одиночества, то есть – нижнее пространство Ноля, – человек склонен к депрессиям, испытывает страх перед будущим, смущен по поводу того, что одинок, стремится обрести партнера во что бы то ни стало. Причем, если степень зависимости мужчины или женщины очень высока, то страх одиночества снижает критерии при выборе партнеров, возникает страх отстатаваться без партнера, который сродни страху смерти. Иногда в подобных случаях партнер выбирается почти любой. По мере снижения уровня зависимости, ожидания, адресованные партнеру, растут.


Если Я женщины или мужчины находится в предельно отрицательном нулевом пространстве, то есть мужчина или женщина испытывают отчаяние от одиночества, они нередко стремятся как можно скорее вырваться из области Ноля. При этом они попадают в зависимые отношения минусовой области, то есть – ниже Ноля. Женщина вступает в союз с нелюбимым, с ограниченным в мужской ответственности из за физического нездоровья, с некормящим или другим «минус»-мужчиной, а мужчина – вступает в отношения с холодной, контролирующей, жесткой и обиженной на мужчин «минус»-женщиной.


Если же женщина или мужчина поднялись в своем развитии в плюсовую, независимую область Ноля, то они принимают одиночество не как лишение, а как таинство.


Для состояния независимого одиночества характерны внутреннее равновесие и спокойствие, состояния радости и счастья. Как ни парадоксально, на этом уровне развития личности человек может чувствовать себя гораздо более счастливым, чем в недостаточно гармоничном браке. Независимое одиночество – это уровень развития Я, где мужское и женское во внутреннем мире уже начали совместное творение. Находясь в области Ноля, человек, поднимаясь по ступеням зрелости, приближается к верхней точке выхода из состояния одиночества. Шкала благополучия отношений наглядно показывает, куда именно ведет этот выход – в область достаточно гармоничных отношений.


Итак, одиночество – один из важнейших этапов развития личности и сознания. Этот этап люди могут проходить, как находясь в парных отношениях, так и не имея последних. Оставаясь в паре, мужчина и женщина, однажды «войдя» в пространство Ноля, переживают «поход через Пустоту». Обычно этот опыт воспринимается как вполне приемлемое состояние внутренней остановки, не вызывающее особого дискомфорта. Вовне оно может сопровождаться в одних случаях – эмоциональным разрывом отношений, в других – проходить без разрыва отношений. Для безболезненной встречи с состоянием внутреннего Ноля достаточно осознавать особенности этого этапа развития.


Кларисса Пинкола Эстес в своей книге «Бегущая с волками» говорит о «стадии одинокого волка», которую неизбежно проходит человек на пути духовного развития. Это этап истинного познания себя, и важно, чтобы мужчина и женщина в паре были готовы достойно встретить «поход через Пустоту» – как собственный, так и – партнера. Личность, поднимаясь к своим вершинам, нуждается в опыте все большей внутренней автономии.


Независимое (плюсовое) одиночество – один из этапов приобретения личностной автономии как огромной внутренней силы. Как и отношения в парах, этап независимого одиночества является естественным «прыжком» в развитии, сокращает путь к подлинному парному счастью, поскольку и состояние одиночества, и внешнее отсутствие партнера (эмоциональный разрыв, сбой в отношениях) как ничто способно обращать взор человека «зрачками внутрь». Путешествие через Ноль наиболее ярко обнажает контакт человека с его внутренними мужской и женской стихиями. Сумев достичь внутренней гармонии в период одиночества, человек навсегда исцеляется (становится цельным) от зависимости в отношениях, так как отныне знает, что состояние счастья достижимо всегда и не зависит от других людей. Исчезает необходимость вступать в отношения, где за принадлежность паре следует расплачиваться частями своего Я.


Людей, пребывающих в состоянии зависимого одиночества, рано или поздно ожидает восхождение в верхнюю область Ноля – область независимости. Этого можно достичь быстрее, если работать над созданием внутреннего сакрального союза мужского и женского начал личности. Из области независимого одиночества открывается свобода двигаться дальше и выше – через гармоничные отношения и гармоничные состояния. И неважно, какой вид мужско-женского сотворения иметь здесь в виду в первую очередь – внутреннее гармоничное состояние мужского и женского начал личности или внешнее совместное творчество реальных мужчины и женщины.
 

Область достаточно счастливых пар

 
Шкала гармоничных отношений в области выше «0» проявлена в опыте западной цивилизации несколько меньше, чем отрицательная часть шкалы. Однако, нетрудно определить типы независимых отношений между мужчиной и женщиной, опираясь на законы симметрии, то есть, считая, что зависимые и независимые отношения противоположны.


Прежде всего, следует отметить, что независимые отношения характеризуются полнотой контакта между мужчиной и женщиной, иначе говоря, – взаимностью. В связи с этим при описании гармоничных отношений появляется необходимость описывать не только позицию мужчины, но и атмосферу пары и семьи в целом.


Поскольку гармоничные отношения отличаются главенством мужчины и готовностью женщины следовать за ним, на уровне «+1» в противоположность нелюбви к мужчине основное свойство отношений – подлинные любовь и уважение к нему женщины и детей. Это важная основа мужского главенства, так как умение понимать и уважать мужчину позволяет женщине расцветать именно как женщине, а детям – вовремя формировать здоровую, зрелую личность. Любовь к мужчине здесь не означает, что мужчина не любит женщину. Имеется в виду доминирующая нота, которая звучит в паре и семье – мужчина главный, любимый. Истинно любимый и уважаемый женщиной мужчина является для нее той самой надежной опорой, о которой мечтают все женщины. Но, прежде всего, такая опора (внутренний колосс) есть у любящей женщины внутри – это ее достаточно зрелый Внутренний Мужчина, незримый, но надежный друг и соратник ее реального мужчины.


На уровне «+2» в альтернативу болезни – на фоне семейной атмосферы любви выделяется здоровый образ жизни. Это спортивные и духовные виды деятельности, которые вносят в отношения мужчины и женщины, в быт семьи радость и творческий задор, формируют позитивное мышление.


На уровне «+3» в противовес мужскому некормлению к предыдущим характеристикам добавляется умение мужчины и, следовательно, женщины свободно управлять материальными благами, позволяющее всем членам семьи наиболее полно реализовывать себя. Умение создавать материальное изобилие способствует гармоничным отношениям, только если это изобилие базируется на зрелой любви и здоровом духовном фундаменте. Если такого фундамента нет, «изобилие» может создавать в отношениях мужчины и женщины дополнительные кандалы зависимости.


На уровне «+4» в противоположность отвержению в паре и семье утверждается внимательное и поддерживающее отношение к реальности и успехам другого, а именно – к интересам, увлечениям, ценностям и ближайшим зонам развития партнера и других членов семьи, которые формируются в виде заветных желаний и мечтаний. Когда мужчина по-настоящему интересуется внутренним миром близких, это особенно целебно для женщины и семьи в целом. В этом случае он становится для них личным священником по своей естественной потребности, не получая церковного сана.


Уровень «+5» противоположен измене и характеризуется главным образом верность и преданность мужчины жернщине и семье. Но эта ценность появляется в отношениях еще с первых отрицательных позиций: например, некормящий или отвергающий мужчина может быть вполне и достаточно верным. Поэтому в качестве главной характеристики позиции «+5» более справедливо выдвинуть именно преданность мужчины и женщины друг другу. Здесь важно отличать преданность от – зависимости. Будучи преданными, люди ощущают себя свободными в самопроявлении и самореализации, они не скованы в своем союзе, и поэтому их отношения лишены сепарационной (направленной на отделение от объекта зависимости) агрессии. Преданность – это духовное единение, основанное на совместном творении, которое наиболее продуктивно именно с этим человеком.


Уровень «+6» – альтернатива положению «мужчина бьет», что означало подавление тела. На уровне «+6» достигается владение духовными функциями тела. Например, исцеление от болезней или неблагоприятных обстоятельств может осуществляться за счет тантрических или даосских практик. На этом уровне мужчина и пара в целом уже делятся с окружающими людьми своими духовными силами, передают свой опыт достижения счастливого образа жизни тем или иным способом.


Уровень «+7» представляет область отношений, противоположных «всасыванию». Это некий «фонтан изобилия» духовных и материальных благ, где доминируют дарение, отдавание и благословение – внутрисемейное «помазание любовью» близких на исполнение их задач и миссий. Это уровень отношений, где служение мужчины и женщины друг другу естественно сочетаются с духовным водительством и служением людям.

 
В инициационной терапии мужской и женской зрелости «Шкала благополучия отношений» используется в качестве инструмента для проживания восхождения от наиболее неблагоприятных, «теневых» уровней мужско-женских и семейных отношений – к наиболее развитым отношениям. Восхождение совершается посредством перемещения ногами по полу снизу вверх по карточкам с соответствующими названиями типов мужского поведения («мужчина пьет», «бьет» и т.д. до «ведет в мир духа»).


Такую инициацию можно проживать самостоятельно в домашних условиях либо в группе. Каждая позиция от -7 до +7 может быть исследована как из роли мужчины (участник инициации располагается в этом случае справа от карточки), так и из роли женщины (участник располагается слева от карточки). На каждой позиции проясняются отношения мужского и женского персонажей к главенству в семье, отношения к деньгам, сексу, детям, а также – заветные желания и/или мечты соответствующих персонажей мужчины и женщины.


Таким образом, физически перемещаясь по «Шкале» участники инициации выводят на уровень сознания наиболее сложные и «застарелые» внутренние сценарии мужского и женского поведения, а главное – осваивают высокие уровни отношений, вплоть до уровня наибольшей гармонии.


Такой опыт следует дозировать, прерываясь и дробя нагрузку восхождения по шкале по своему желанию. Начинать восхождение можно с любого из интересующих уровней.


Инициация «Шкала благополучия отношений» проводится в состоянии бодрствования с обязательным исследованием телесных реакций при физическом перемещении участника инициации по ее «ступеням» снизу вверх. Это способствует наиболее глубоким трансформациям.


В результате этой инициации мужчины и женщины поднимаются на все более высокие уровни мужской и женской силы, осознанности и ответственности.