Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Василец Т. Б.

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА

ТАЙНА

САКРАЛЬНОГО БРАКА

ИНИЦИАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ


Психотерапевтическая программа создана

в соавторстве с Романовой Н. В.


Инициационная терапия
зарекомендовала себя как уникальное направление в психотерапии межличностных отношений между мужчинами и женщинами. Работа в этой технике показала следующие результаты:

- обретение одинокими личностям партнеров,

- восстановление разрушенных отношений в семейных и добрачных парах,

- появление более гармоничных отношений с противоположным полом,

- повышение инициативности и ответственности в поведении мужчин,

- повышение гормональной активности у женщин (оптимальная интенсификация менструального цикла, исчезновение предменструального синдрома),

- улучшение зрения, исчезновение ряда психосоматических симптомов (например, двустороннего воспаления придатков, люмбаго и др.),

- стабилизация личностных границ, нормализация ролевых функций в семье, возникновение стабильного и гармоничного состояния внутреннего равновесия,

- появление у участников эксперимента большей уверенности в себе,

- увеличение общей энергии организма,

- снижение обидчивости,

- исчезновение депрессивных расстройств, а также -

-появление свидетельств окружающих о том, что у женщин-участниц программы повысилось их женское обаяние, некоторые из них стали выглядеть моложе, легче относиться к проблемам возраста, несколько женщин незначительно сбросили вес (3-4 кг).

К эффектам, требующим отдельного внимания, мы относим появление у клиентов признаков родового сознания, а именно: повышение интереса к истории и судьбе своего рода (и своего народа), возникновение более ответственного отношения к родным, более глубокое осознание своего влияния на близких, природы и судьбы своих родных и рода в целом, сути своих психологических и социальных связей с ними, а также - желание внести созидательный вклад в историю своего рода.


Среди обычных людей нет ни одного мужчины и ни одной женщины, которые не хотели бы быть любимыми. Нет ни одного человека, который бы искренне был безразличен к семейному счастью. Все мы ищем прежде всего любви и счастья в нашей личной жизни, какие бы более практические цели мы себе ни ставили ежедневно, чем и как бы не занимались мы с утра до вечера.

Но обладатели сокровища гармоничной любви и семейного счастья - редкость. Мы внимательно всматриваемся в них - ведь они так на нас похожи! Тогда почему же большинство из нас только ищет то, что у них уже есть?

В этой практике вы найдете ответ на этот вопрос. По сути - это некий духовный фонарь и сакральная карта, с помощью которых мы предлагаем вам осветить самые сокровенные уголки вашей души и - проникнуть в ее заповедные пространства. Уверяем вас, что там на бескрайних просторах всегда пасутся несметные золоторунные стада вечного счастья, изобилия и любви. Оказывается, все это есть у каждого из нас! Нужно только знать путь:

Мы искали его, потому что этого требовали и сама жизнь, и практически все мужчины и женщины, которые приходили на консультации к нам как психологам со своими проблемами во взаимоотношениях друг с другом.

Поиск ответов на этот вопрос приходилось совмещать с насущной потребностью действовать практически. Первой попыткой создать среду, исцеляющую отношения мужчин и женщин, оказалась довольно рядовая идея использовать волшебные возможности сказочных сюжетов, которые неизменно заканчивались счастливыми союзами влюбленных героев. Мы предположили, что если побывать на месте этих героев, например, представить себя Василисой Прекрасной или Иваном-царевичем, преодолеть вместе с ними, а вернее, вместо них, сказочные препятствия, стоящие на пути к их счастливому союзу, можно приобрести очень ценный опыт создания гармоничных отношений. Ведь сказки как раз и создавались в творческих мастерских народного символического сознания с целью провести бессознательное каждого из нас через огонь, воду и медные трубы инициаций001, подготовив его тем самым к задачам счастьестроительства.

Так появился этот вариант инициационной терапии.

Действуя в этом направлении, мы вскоре стали свидетелями уникальных сюжетов многочисленных внутренних сказок наших клиентов. В приложениях к этой книге вы найдете волшебную кладовую внутренних сказок тех мужчин и женщин, которые любезно дали свое согласие опубликовать их сюжеты.

Внутренние сказки открыли нам целую сокровищницу глубинных процессов, закономерностей, условий и даже тайн, по которым развиваются счастливые взаимоотношения мужского и женского миров. Свод этих открытий мы назвали Великим сакральным законом, и теперь приглашаем вас совершить путешествие в космос вашей души, и открыть для себя книгу Великого закона.

Таким образом, все выводы, положения и постулаты Великого закона, описывающего взаимоотношения мужского и женского начал, которые мы предлагаем теперь вашему вниманию, родились не из досужих бесед за чашкой чая. Они стали очевидными для нас именно благодаря широкой психологической практике, и являются результатом анализа многочисленных материалов инициаций, пройденных в виде переживания собственных внутренних сказок многими нашими клиентами. Наше исследование сложилось в традициях постюнгианского анализа, но имеет славянские архетипические002 основы.

Прежде всего, мы предлагаем взглянуть на ситуацию отношений между мужским и женским мирами с точки зрения западной культуры, которой так глубоко подчинено наше столь просвещенное ее современными достижениями сознание.

Ни для кого не является секретом, что технократический путь развития западной цивилизации одновременно с созданием материальных благ и бытового комфорта все больше отрывает людей от их истинной природы, и не только от лесов и полей, но и от контакта с их внутренними природными силами: от женственности и мужественности.

С первых дней жизни наше сознание формируется в неком ментально бесполом виртуальном мире искусственной информационной среды, в мире городских идолов - среди железа и бетона. Столь желанное для всех нас "упрощение" процесса выживания, с одной стороны, открыло перед западным человеком огромные возможности, а с другой - создало такой феномен как снижение мужского и женского самосознания.


МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ В КОСМОСЕ ДУШИ

Мы предлагаем рассмотреть такой вариант личностной структуры, который учитывает наличие мужских и женских архетипических фигур во внутреннем космосе человека.

Опираясь на древнюю восточную мандалу Инь-Ян и положение К. Г. Юнга, о том, что в каждом мужчине есть внутреннее женское начало (анима) и в каждой женщине - внутреннее мужское начало (анимус) (К. Г. Юнг. "Психология бессознательного". М.1994, с. 135), мы позволили себе разделить некое символическое яйцо, схематически обозначающее наш внутренний мир, на две равные части - мужскую и женскую (рис. 1).

Мужская часть души предстала нам состоящей из семи основных архетипических фигур. Вслед за известным американским пастором доктором Брюсом Уилкинсоном ("Библейский портрет супружества", М, 1995, стр. 41), мы полагаем, что мужчина по отношению к жене, детям и домочадцам является защитником, кормильцем, разведчиком, генералом, священником, целителем (в первоисточнике - врачом), и царем-отцом (в первоисточнике - царем или королем). Эти мужские функции, названные Брюсом Уилкинсоном лидерскими, были выявлены в результате многочисленных опросов женщин, которые он провел, проясняя, чего именно женщины ожидают от мужчин.

Женская же часть души, по принципу симметрии, соответственно, наполнилась семью архетипическими женскими фигурами. К. Г. Юнг упоминал, что в каждой женщине есть два противоположных полюса - ведьма и фея. Кроме того, Юнг глубоко исследовал архетип матери, а также считал, что в каждой женщине живет королева.

Добавив к архетипам ведьмы, матери, королевы и феи три недостающие фигуры, мы обнаружили заветную семерку женских архетипов, представшую в следующей последовательности: ведьма, амазонка, гейша (или гетера), мать, королева, фея, богиня. Недостающие фигуры - амазонка, гейша и богиня - чудесным образом сами заняли свои заветные места, продемонстрировав нам некое безусловное стремление к восхождению вверх, ко вс¨ более высокому уровню совершенства.

Все четырнадцать базовых архетипов легли в основу инициационной терапии как основные архетипические темы для инициаций.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНИМЫ И АНИМУСА

В современной западной культуре отношения между мужчинами и женщинами страдают от типичной проблемы. Кратко ее можно изложить следующим образом.

Истинное мужское начало, ответственное во внутреннем космосе за функцию защиты, благополучное выживание и развитие личности в целом, в настоящее время - момент завершающего "витка" патриархата - серьезно ослаблено у большинства представителей западной культуры. В результате неизбежно возникает перенапряжение материнской структуры, также ответственной за выживание. Проблему защиты материнская структура инстинктивно решает за счет своего непомерного "разрастания" внутри личности. При этом она как бы "вбирает" себя наиболее напряженные энергии всегда готовых в бой негативных полюсов ведьмы, амазонки и королевы. В результате образуется гиперматеринский комплекс (Дракон), переполненный страхом не выжить и производной от него мощной агрессией. Он заполняет основное пространство личности и подавляет настоящие мужские и женские энергии. Этот Дракон обладает огромным энергетическим потенциалом псевдомужской природы. Разлучая мужское и женское начало, он препятствует их сакральному браку.


Рис. 2. Гиперматеринская защита в структуре личности  символизируют пассивную агрессию как попытку скрытого противостояния мужского подавляющей гиперматеринской структуре.

В то же время истинное мужское начало, неизбежно обладая природной мужской агрессией, пытается противостоять гиперматеринскому комплексу, но из-за дефицита сил не доводит это противостояние до конца. Этот феномен широко проявляется в реальных отношениях и выявлен американским психотерапевтом Скоттом Вецлером как пассивная агрессия (невыполнение своих функций, нарушение или затягивание договоров, обесценивание и игнорирование партнера, искажение фактов, перекладывание ответственности на других, и т. п.).

Если учесть, что гиперматеринская структура является защитным механизмом, а последние отличаются большой ригидностью, то в результате пассивной агрессии со стороны истинного мужского начала гиперматеринский комплекс лишь поступательно смещается в сторону женского, еще больше подавляя его, и не уступая ни пяди своего "собственного" пространства. Таким образом, в архетипическом космосе происходит тотальное подавление женского. На мегакультурном уровне это выражается не только в застревании отношений между мужчинами и женщинами на инфантильных стадиях развития, но и в угнетении интуитивной стороны жизни, чувственного познания мира, в деградации эмоционального спектра отношений между полами.

Пассивная агрессия, по мнению С. Вецлера, - бич современных мужчин, хотя ею страдают и женщины. Недостаток духовных мужских и женских инициаций в пространстве западной культуры приводит к тому, что мужская природная агрессия не трансформируется во внутриличностную защищающую функцию, а женское остается в "Золушках".

Что представляют собой сегодня анима и анимус?

Вынужденно перегруженная воинственными псевдомужскими устремлениями, гиперматеринская структура в личности мужчины относится к области его анимы (женское в мужчине). А его мужское начало сводится к формуле "ослабленное истинно мужское". Анима же предстает в виде "гипермать + подавленное истинно женское", где женское пребывает в депривированном состоянии. То есть анима современного мужчины расщеплена на две части: мужеподобную мачеху и падчерицу. Гиперматеринский комплекс приводит в реальную жизнь мужчины типичных для западной культуры авторитарных контролирующих женщин. Кроме того, такой мужчина вынужден черпать из экспансивного по своей природе гиперматеринского комплекса всю свою "мужественность", получая там вместо искомых мужских - заменяющие их негативные фемининные черты. Поэтому в сложных ситуациях он предпочитает действовать в деструктивном направлении. Это выражается в реализации интересов в форме пассивной агрессии: интриг, жесткой конкуренции с женщинами, где используются коварные стратегии ведьмы, неожиданные захватнические вторжения амазонки, удушающий гипероконтроль мачехи и неприступный карающий стиль недокоролевы.

Реальную женщину такой мужчина неосознанно воспринимает как экран для проекции своего гиперматеринского комплекса, и постоянно атакует ее чаще всего в инфантильной пассивной форме. Таким образом, вместо своего внутреннего Дракона, мужчина отчаянно и самозабвенно сражается с внешней опекающей женщиной. Женщины этого типа преобладают в западной культуре, спектр их особенностей необычайно широк - от ярких и очаровательных повелительниц судеб до занимающих весьма большое пространство национальных матерей, кандалами эмоциональной зависимости удерживающих подле себя всех и вся. Все эти особенности мужско-женского взаимодействия могут проявляться больше или меньше как во внутреннем, так и во внешнем планах взаимоотношений.

Женщина, также имея в структуре своей личности маскулинный гиперматеринский комплекс, получает в его лице основу ее анимуса (мужское в женщине), который формируется по формуле "ослабленное истинно мужское + гипермать". Истинные же женские ее энергии также подавлены и влачат жалкое существование. В реальной жизни это приводит женщину к созданию отношений с пассивно-агрессивным мужчиной, зеркалящим самый проблемный аспект ее анимуса - "ослабленное истинно мужское". Ряд мужских персонажей, соответствующих этому феномену, легко узнаваем - это алкоголики, наркоманы, трудоголики, "неудачники", мужчины без вредных привычек, страдающие инфантилизмом в форме крайней безответственности.

Инициационная терапия создавалась и существует как один из эффективных путей освобождения истинных мужских и женских фракталов личности от подавления, как путь преодоления ее застревания на инфантильных стадиях развития. Освобождение это происходит за счет прохождения инициаций, позволяющих мужскому освоить защищающую функцию, а женское в ходе инициаций получает уникальный опыт со-действовать мужскому началу и вдохновлять его во время освободительного подвига (женское "вынашивание"). Инициирование процесса созревания мужских и женских энергий приводит к уменьшению гиперматеринской структуры в личности до нормальных размеров. Другими словами, наш подход призван облегчить успех освободительного марша Ивана-царевича в тридевятое царство ради его победы над пресловутым Драконом и во имя его счастливого соединения с томящейся в драконьем плену Василисой Прекрасной.


ТАЙНА САКРАЛЬНОГО БРАКА

Позже, пытаясь не только выявить сущность четырнадцати архетипов, населяющих мужское и женское пространства души, но и желая рассмотреть связи, существующие между ними, мы вывели некую архетипическую мандалу, своеобразную духовную карту, имеющую две оси координат (рис.4).

Вертикальная ось символизирует движение из своего условного центра вверх - к небу (вектор духовного развития, ведущий к высшему Я, некая духовная "крона" личности), и вниз - к земле (вектор выживания, некие "корни" личности). Горизонтальная ось указывает направления в сторону мужского (на листе бумаги это выглядит как вектор, идущий из центра влево) и женского пространств (вектор, идущий вправо). Таким образом, вся область карты над горизонтальной осью символизирует небо, а под горизонтальной осью - землю. Область слева от вертикальной оси представляет мужское, а справа - женское в нашем внутреннем мире.

Последовательность и мужских, и женских архетипов оказалась строго определенной и отражает любопытные закономерности, представляя собой некие ступени, ведущие вверх от "земли" к "небу", - к мужской и женской зрелости. Каждый следующий архетип на мужской или женской диагонали включает в себя свойства всех предыдущих архетипов своего пола, каждый раз гармонично используя эти свойства на более высоком уровне. Например, амазонка имеет такие черты предшествующего ей архетипа ведьмы как агрессивность и одиночество, но, в отличие от ведьмы, обладает этими чертами открыто и демонстративно, прочно удерживая физическое совершенство, автономию, вечные молодость и красоту как новые свойства своей ступени. Кроме того, мужские и женские архетипы, находящиеся на одной горизонтали, имеют совершенно определенные сакральные связи и способы взаимодействия, содержат интересные аналогии, но не дублируют друг друга полностью.

Важная особенность архетипической мандалы состоит в том, что "корневые" мужские (защитник, кормилец и разведчик) и женские (ведьма, амазонка и гейша) архетипы находятся в областях, противоположных пространству своего пола. Так ведьма, амазонка и гейша располагаются в мужской области, неся в себе функции, во многом аналогичные мужским. Ведьма - воинствующая защитница интересов личности, амазонка - один из передовых боевых ресурсов личности, а гейша - величайшая дипломатка, хранительница связей между мужским и женским мирами. Эти функции женских архетипов во многом аналогичны задачам мужских архетипов, соответствующих им на горизонтальных уровнях. Поэтому эти женские энергии оказались в мужской области.

Мужские же "корневые" задачи также имеют сходство с женскими. Защитник защищает слабых, как безусловно защищает своего ребенка женщина-мать. Кормилец, как мать, самозабвенно кормит своих подопечных. А разведчик, рискуя собой, ради роста благополучия близких, многое узнает, смело и широко налаживает контакты с миром, то есть действует в режиме, очень напоминающем женскую общительность и неуемное женское любопытство. Расположение этих мужских архетипов в женской области указывает именно на то, что они, функционируя, "зеркалят" соответствующие уровни женского.

Более того, исследования многих духовных школ сходятся на том, что вся "небесная" область в целом имеет свойство быть более мужской, а "земная" - более женской. Рассматривая архетипическую мандалу с этой точки зрения, мы получаем еще один взгляд на мужское и женское. Это деление на духовное-мужское (священник, целитель, царь-отец, королева, фея, богиня) и земное-женское (ведьма, амазонка, гейша, защитник, кормилец, разведчик).

Взаимное проникновение мужских и женских энергий в области друг друга просто и точно отражено в древней мандале Инь-Ян, где это проникновение символизируют малые кружки (рис. 3). Кривая линия, являющаяся границей между мужским и женским в этой мандале, по длине соответствует той границе, которую имеют отдельно мужская и женская части с внешним миром. Своей протяженностью внутренняя граница между мужским и женским говорит нам о том, что взаимоотношения между ними не менее важны, чем отношения этих частей Я с внешним миром.

Защитник. В ряду мужских архетипов защитник занимает первую ступень. Это соответствует естественной первичной потребности любой женщины во взаимоотношениях с мужчиной - ее инстинктивному желанию быть защищенной. Действительно, пока женщина должным образом не защищена, мужчине некого кормить, не за кого отвечать, некого вести за собой и пр. Идеальный облик защитника отражает потребность женщины как в физической, так и в интеллектуальной мужской силе - это главные условия, благодаря которым женщина может чувствовать себя в безопасности.

Архетип защитника, как и многие другие архетипы, имеет позитивный и негативный полюса. Позитивный полюс не требует особых пояснений - это мужской героический статус защитника семьи, рода, племени, родной земли, образ былинного богатыря и т. п. Защитник реализует природную мужскую агрессию, направляя ее вовне с великой целью сохранения всего, что важно и ценно для продолжения развития всех форм жизни. Эта миссия защитника относится к задаче как физического выживания, так и духовного. Защитник защищает не только жизнь, но и честь своей семьи, своего рода и народа. Задача защиты чести создает для защитника необходимость обратиться к энергиям более высоко стоящих на мужской диагонали архетипов. Герой фильма ::::::. "Ворошиловский стрелок" - пенсионер, который защищает поруганную честь своей внучки, действует в разных обстоятельствах и как разведчик, и как священник, и как целитель.

На негативном полюсе архетипа защитника - солдат вражеской армии, способный уничтожать даже мирное население, убийца. Здесь природная мужская агрессия как бы эксплуатируется и даже зомбируется, а мужская защищающая сила выходит из под контроля эго и монополизируется некой закупающей ее инстанцией, роль которой часто осуществляется политической системой, армейской или мафеозной структурами. По характеру своей тоталитарной активности эти социальные структуры имеют гиперматеринскую природу.

Ведьма. На первой своей ступени женские энергии представлены архетипом ведьмы - это истинно женский вариант воина-защитника. Ведьма агрессивна, коварна, но способна успешно постоять за себя и осуществление своих целей, и даже - помочь кому угодно, если это ей выгодно. Здесь прослеживается некая переплетенность энергий позитивного и негативного полюсов архетипа ведьмы, которая свойственна всем ее проявлениям. Ведьма уже обладает тайным знанием о свойствах растений, взаимодействует с животными, ей ведомы тайны природной женской силы, но она еще не этична и служит лишь своим эгоцентрическим целям. Наше сознание имеет склонность к вытеснению энергий ведьмы. Поэтому в сказках ведьмы чаще всего являются отшельницами, живут вдали от людей, в лесу, на болоте (лес, болото - символы глубоких слоев бессознательного), у них еще нет стойких отношений с мужчинами, чаще всего нет детей. В адрес мужчин и детей ведьма ведет себя как захватчица. Мужчин она старается обмануть, превращаясь в прекрасную деву. Всем известны сказочные сюжеты, когда ведьма похищает детей с целью уничтожения, поедания: предлагает Ивашечке или Жихарке сесть на лопату, чтобы отправить дитя в печь (символическое отражение способности женщины уничтожить ребенка, находящегося в ее утробе, то есть сделать аборт).

Тем не менее, ведьма - первая ступень на пути к женской зрелости. По мере приближения к своему позитивному полюсу, она вс¨ больше стремится к полноте обладания целебными женскими энергиями, всегда стремясь к развитию, к переходу на более высокий уровень. Об этом свидетельствует ее склонность периодически менять старый и уродливый облик на прекрасный, соответствующий облику более высоко стоящих женских архетипов. Благодаря обладанию волшебными силами, ведьма способна удерживаться в прекрасном облике лишь определенное время, часто весьма ограниченное, после чего она снова превращается в старую и безобразную женщину. Мы называем этот феномен "мерцанием". Он является закономерностью, следуя которой архетипы развиваются, переходя с более ранней ступени на более высокую. Разумеется, в сказках и мифах встречаются и молодые ведьмы. Их можно отнести к переходному типу, развитие которого приводит на ступень амазонки, и это только подтверждает вечное стремление архетипа ведьмы к развитию.

Горизонталь Ведьма-Защитник. По нашим наблюдениям, гармонично функционирующие архетипы ведьмы и защитника, являются основой для формирования здоровых защитных механизмов личности, работают на неуязвимость ее границ и даже - укрепляют иммунную систему, помогая избегать болезней. В случае нарушений в сфере защитных функций мы наблюдаем чаще всего феномен болезненного переразвития архетипа ведьмы и подавленное положение защитника как у мужчин, так и у женщин. К сожалению, такой вид нарушений является классическим для современных представителей западной культуры.

Будучи первыми в "корневой" системе личности, архетипы ведьмы и защитника непосредственно связаны с символом матери-земли. Ведьма близка к земле, так как берет из нее силу, используя целебные и магические свойства растений и животных, она ведает тайнами мира мертвых - наиболее архаичных слоев бессознательного, являясь проводницей в эту область психики. Вектор ее усилий направлен внутрь личности. Защитник же защищает родную землю, стоит за нее горой, проливает кровь. Он готов принять смерть, но не уступить ни пяди своей земли. Вектор его воинственных усилий направлен наружу, вовне.

Отсюда понятной становится ситуация, когда при гипертрофированной функции ведьмы внешне это проявляется у людей любого пола в агрессивно-деструктивных способах защиты своих интересов, безразличии к подлинным интересам других, а также - к навязыванию другим своей воли. А гипофункция защитника приводит соответственно к безинициативности, неуверенности в себе, излишней интровертированности (погруженности в себя), доходящей до аутизма.

Чем больше энергии в области защитника, тем меньше необходимости у ведьмы брать на себя оборонительную функцию, тем гармоничнее ее занятия в области целительства и накопления сакрального опыта и знаний. При полноценном защитнике защитные механизмы личности работают как хорошо обученные профессиональные войска - оборона осуществляется в режиме спокойной уверенности в своих силах, в ощущении внутренней наполненности и безмятежности, сохраняется равновесие при любых стрессах, что со стороны может выглядеть невероятным. Оказалось, что защищающая мужская энергия, будучи агрессией, претерпевшей важнейшую трансформацию в сторону защиты женского, действует всегда созидательно!

Руководитель, личность которого опирается на энергии ведьмы, подавляет инициативу и внутренний потенциал окружающих, и, напротив, руководитель с полноценным внутренним защитником легко создает для своих подчиненных безопасное пространство для творчества.

В сюжетах ининициаций наших клиентов ведьмы, которые сначала были старыми, безобразными и даже порою грязными, достигали на продвинутых этапах терапии примерно сорокалетнего возраста, становились светскими дамами, пышащими здоровьем и энергией, успешными социально, готовыми включиться в разрешение любой задачи, если их попросят. Заметьте, ведьмы уже не сами определяли сферу своей деятельности, а действовали в согласии с другими внутриличностными инстанциями, то есть, начинали работать на заказ. Это говорит о наиболее благополучном состоянии архетипа ведьмы, о снижении нагрузки на него за счет повышения потенциала защитника. Это всегда сопровождается снижением уровня конфликтности жизни, ростом творческой продуктивности личности.

Кормилец. Архетип кормильца находится на второй ступени мужской архетипической лестницы и тоже имеет противоположные полюса. Позитивный полюс включает в себя не только действия охотника и добытчика, но и мастерового, строителя, учредителя и тому подобные виды мужской созидательной активности, реализуемые в повседневной жизни. Кормилец - тот, кто может починить неисправность, наладить процессы циркуляции жизнеобеспечения там, где они нарушены. Это мужской статус, обеспечивающий, в отличие от защитника, не просто выживание, а более высокий уровень выживания - успешный и комфортный образ жизни, гармоничное удовлетворение потребностей, умение человека наслаждаться жизнью как своей собственной, так и - создавать оптимальные условия для тех, за кого он несет ответственность. Этот потенциал подготавливает к развитию энергии целителя, которые достигнут своего расцвета на шестой ступени мужской архетипической лестницы.

Негативный полюс кормильца - это отказ от такой ответственности, эдакое "некормление", то есть безответственность. Дефицит энергий в области кормильца проявляется в различных видах зависимостей, включая эмоциональную, а также - в гиперпотребности получать, всасывать, впитывать что-либо извне, и - коллапса потребности отдавать. По этим причинам "обесточенный" кормилец оборачивается в реальной жизни алкоголизмом, наркоманией, синдромом "неудачника" и прочими видами инфантильного поведения. В целях компенсации этого внутреннего дефицита неизбежно вынуждены включаться энергии женской части этой горизонтали, а именно - добывающая функция амазонки. В реальной жизни это отражается в распространенном сюжете: у алкоголика часто имеется сердобольная жена (или мать), которая, перенапрягаясь и негодуя, берет на себя его ответственность.

Амазонка. Этот женский архетип на горизонтальном уровне соответствует архетипу кормильца. В своем позитивном проявлении амазонка, в отличие от предшествующей ей ведьмы, всегда здорова, молода, физически совершенна. Как и кормилец, амазонка - прекрасная охотница, искусна как воин, обладает подлинным азартом и неподкупной воинской доблестью, способна успешно решать задачи выживания независимо от мужчин, и открыто противопоставляет себя им.

Амазонка, в отличие от ведьмы, уже вступает в отношения с мужчинами, но эти отношения имеют как бы "минусовый", отрицающий, конкурентный и поэтому воинствующий характер. Амазонка, как и ведьма, одинока, но она уже стремится иметь потомство. Ее агрессия не скрыта и пассивна, как у ведьмы-отшельницы, а осознанна и сопровождается взятием прямой ответственности за свою воинственность, которая питается архаичной матриархальной идеологией "все мужчины - :!". Поэтому амазонка живет не одна, а в сообществе себе подобных, открыто декларируя свои взгляды и образ жизни.

Сгущение негативного полюса амазонки приводит, с одной стороны, к маниакальному зацикливанию на успехе, к непреодолимому желанию быть лучше всех, скрывающем "зарытую" здесь "собаку" зависимости от принятия со стороны окружающих. С другой стороны, гиперамазонка склонна к аутоагрессивному самоограничению (есть сведения, что амазонки удаляли себе одну грудь, чтобы удобнее было целиться из лука) и - уничтожению новорожденных мальчиков как проявлению способности убивать.

В переразвитом состоянии амазонкой движет сила соперничества и конкуренции, она страдает от мысли, что кто-либо, кроме нее, способен победить в бою или успешно поохотиться.

В реальной жизни, если процесс роста энергий амазонки гипретрофируется, это сводится к уничтожению мужского начала как в собственном внутреннем космосе, так и в личности окружающих мужчин. Гиперамазонка не доверяет им, подавляя импульсы ответственности и инициативы в сознании мужа или сына, низвергая тем самым природное превосходство мужской воли. Так действует и отец, личность которого опирается на амазонский комплекс (он включает гипертрофированные энергии ведьмы и амазонки).

Горизонталь Кормилец-Амазонка. Архетипы кормильца и амазонки являются опорой личности в удовлетворении ее важнейших земных потребностей. Гармонично работающие архетипы этой горизонтали способствуют росту чувства собственного достоинства человека, формируют уверенность в себе и умение радоваться жизни. Хорошо работающий кормилец обеспечивает не только жизненный комфорт, но и позволяет организовать процесс созидания благ таким образом, что человек не ощущает себя загнанным или согбенным под прессом вечного долга. Напротив, энергичный кормилец, регулярно давая свою поддержку амазонке, создает в сотрудничестве с ней внутренние ощущения силы и свободы, азарта и радости победы, а также - творческую обстановку полного управления своей деятельностью и самими процессами обеспечения жизни. Создание благ в этом случае превращается в занятие, больше похожее на интересную игру. Степени свободы в этом процессе тем выше, чем более развит архетип кормильца.

В образах наших клиентов часто первое знакомство с кормильцем происходило в поле, кормилец был одиноким пахарем, которого дома ожидала голодная семья. Позже, на продвинутых этапах терапии, у тех же клиентов кормильцы трансформировались во владельцев кампаний, возглавляли процессы производства благ и вели разносторонний образ жизни, не страдая трудоголизмом. Реальный же трудоголик имеет в структуре своей личности истощенного кормильца, так как получать удовольствие от жизни для себя самого - это задача, которую ему только еще предстоит научиться решать. Трудоголизм - скорее всего процесс беспощадной внутриличностной эксплуатации пленной амазонки.

Особенности горизонтальных связей кормильца и амазонки в пространстве постсоветской культуры, несмотря на большую нагрузку, которой по-прежнему подвергается архетип амазонки, радуют сегодня позитивной динамикой. Происходит перемещение ответственности в мужскую область - в позицию кормильца. Таковы последствия резкого классового деления населения, в процессе которого наряду с классом малоимущих возникают класс богатых и средний класс. Каким бы не было индивидуальное отношение к этому процессу, эти социальные изменения приводят к возрождению института наследования и восстановлению роли отца в обществе, и, как следствие, к реанимации главенства мужской социальной роли в национальном менталитете.

Разведчик. Следующая за кормильцем ступень мужской зрелости - уровень разведчика. В его функции входит налаживание связей между довольно уязвимым внутренним (семейным) миром и миром внешним с его бушующим океаном разнообразных энергий. Разведчик - мастер контактов и отменный дипломат. В его функции входит умение общаться и действовать даже в ситуации антагонизма. Очевидно, что разведчику каждое мгновение требуются и отвага защитника, и смекалка охотника (кормильца).

Собственно сбор информации необходим для успешного решения проблем выживания и неизбежен для дальнейшего развития, а информацию, в свою очередь, невозможно получить, избегая контактов с внешним миром. Но последний таит в себе как множество опасностей, так и множество соблазнов и искушений. Таким образом, в области архетипа разведчика мы обнаруживаем некий "ген верности". Чем более зрелым является мужчина, тем более этичен его разведчик, тем более он верен своей цели защищать женщину (внутреннюю и внешнюю) и - интересы личности в целом.

Ступень разведчика предъявляет особые требования к формированию мужской ответственности, которая вступает здесь в фазу своей приближающейся полноты, ожидаемой на следующем уровне - ступени Мужа-Генерала. Ответственность здесь осознается мужским началом как верность своим целям, но поскольку верность себе для мужчины означает и верность интересам своей внутренней женщины, он, достигнув уровня разведчика, уже умеет использовать свои чувства, доверять им, обращается к своей интуиции, осуществляя, таким образом, конструктивные контакты со своим женским началом.

Женщина же, обладая хорошим внутренним разведчиком, не нуждается в особых усилиях, для того чтобы решиться на перемены в своей жизни. Осведомленность ее разведчика принципиально отличается от вездесущей ведьминской практики "перемывания костей" всем и вся. Хороший разведчик бесконечно сокращает своей хозяйке путь, уменьшая до чудесного число необходимых шагов к цели, "раскрывает карты" при первом движении женских бровей. Создается ощущение, что мир приносит ей необходимые знания на "блюдечке с голубой каемочкой".

Негативный полюс разведчика - это загулявший разведчик, который забыл, ради какой цели он отправился в разведку. Возможно, измены в семейной жизни приобрели сегодня характер псевдодоброй традиции во многом из-за культуральной инфантильности функции разведчика, нередко предпочитающего манящие иллюзии внешнего мира высокой концентрации душевных сил, которой требует его нелегкая задача: оберегать женщину (внешнюю и внутреннюю), детей и "домочадцев" от возможных опасностей, найти для них и поддерживать наиболее благоприятные условия выживания, искать пути развития.

Гейша. Чаще всего разведчик попадает в любовный плен гейши, вернее - персонажа, рожденного ее негативным полюсом - роковой женщины. Такая женщина бессознательно мстит мужчинам в отчаянном стремлении сначала обрести их покровительство, а затем низвергнуть к своим ногам. Это скрытое желание справиться со своей глубинной обидой отвергнутой отцом дочери.

Уровень гейши (или гетеры) - это третья ступень на пути к женской зрелости, и негативный ее полюс сводится к торговле своим телом.

Позитивный же полюс гейши таит в себе прекрасные высоко эстетические энергии Эроса, которые гармонично проявляются в ее искусстве танца, владении поэтическим словом, музыкальными инструментами и кистью художницы. В наиболее высоком своем проявлении гейша - чистое воплощение женственности. Известно, что в древней Японии мужчины покупали право насладиться общением с гейшей как с истинной женщиной, а вступать или нет в интимные отношения, решала она сама.

В самом позитивном своем проявлении гейша является архетипическим уровнем, где женские энергии впервые проявляются изобильно, где женщина осознает свое женское начало, может искренне принимать его. Так, гейша принимает, любит и уважает свое тело, умеет формировать его и управлять им в полном смысле слова. Это та ступень развития, когда мужчина видит в женщине именно женщину, а женщина уже владеет сокровищем эротической и эстетической женской силы. Ее целебные свойства начинают проявлять в мужчине наиболее романтические из его устремлений. Гейша, ощущая себя женщиной, умеет создать для мужчины ту духовную питающую среду, где он особенно полно чувствует себя мужчиной. Она знает его сильные и слабые стороны, знает, какой бальзам пролить на его душевные раны. Гейша, в отличие от амазонки, делая что-либо для мужчины, никогда не ощущает себя служанкой, она уже наслаждается, наблюдая за проявлениями волшебных свойств своих женских энергий.

Гейша в определенной степени - репетиция перехода на уровень божественной женственности, отстоящей от нее на четыре ступени и венчающей восхождение к женской зрелости.

В нашей практике были случаи, когда даже после первого опыта инициации по этой архетипической теме, у женщин полностью (!) необратимо исчезали болевые симптомы, ранее всегда сопровождавшие их в критические дни.

В одном из городов пятидесятилетняя участница семинара-тренинга по инициационной терапии "Мужчина и женщина" по завершении групповой работы призналась, что если бы, кроме опыта контакта с энергиями гейши семинар не имел других содержаний, она и тогда была бы счастлива, так как, получив этот опыт, наконец, впервые в жизни обрела внутреннее разрешение на существование внутри себя и принятие этих удивительных сил - женских энергий Эроса.

Горизонталь Разведчик-Гейша. Разведчик и гейша, выполняя свои задачи, осуществляют, кроме всего прочего, особый вид связей между мужским и женским мирами. Находясь на одной горизонтали, оба этих архетипа наиболее близко предстоят оси координат, условно отделяющей "земную" часть архетипического космоса личности от "небесной". Связи, за которые отвечают разведчик и гейша, необычайно важны для приближения Я к первому уровню сакрального брака - центру со-творения жизни, которые на следующей, четвертой ступени образуют муж и жена. Как "связные" или посланцы двух миров, разведчик и гейша особенно активно подготавливают творческий союз мужского и женского.

Жених и невеста - результат завершения поиска разведчика и гейши. Причем разведчик после соединения мужского и женского начал так и останется главным исследователем мира внешнего, а гейше, достигшей пика своего позитивного полюса, предстоит стать одним из важнейших внутренних вечно меняющихся животворных источников, питающих земные отношения мужчины и женщины.

Об ослабленной функции разведчика свидетельствуют различные страхи, сниженная социальная компетентность личности, неумение преодолевать препятствия за счет качества и количества контактов с реальностью. Пребывание во внутреннем мире, столь целебное само по себе, может превратиться в различные виды изоляции и затворничества при дефиците сил в архетипе разведчика. Как классическое следствие, в этом случае функции связей с миром берет на себя представительница женской стороны этой горизонтали - гейша. Причем включается самый примитивный из ее уровней. Так, флирт может стать ведущей стратегией в поведении мужчины или женщины, а если нагрузка на гейшу продолжает увеличиваться, верность разведчика соответственно сходит "на нет". При этом у мужчин и у женщин болезненно обостряется потребность быть признанными в качестве представителей своего пола. На наш взгляд, знаменитый Дон Жуан - это оголтелый эксплуататор своей внутренней гейши. Его пресловутое любвеобилие, похоже, не имеет, никакого отношения к истинным мужским энергиям, так как последние содержат уже включенное в их природу чувство собственного достоинства. А это, как мы уже не раз отмечали, предполагает верность интересам как внутренней, так и внешней женщины. В то же время главная стратегия Дон Жуана заключается еще только в страстном желании быть во что бы то ни стало признанным в качестве мужчины. Сам по себе такой мотив уже сильно отдает "ведьминской" истеричностью. За признание его мужской неотразимости Дон Жуан бесконечно "торгует" своим псевдомужским расположением, обращаясь ко всем женщинам подряд. Так может действовать только личность, которая излишне опирается на негативный полюс архетипа гейши.

Но волею природы, все несовершенства рано или поздно приносят пользу, позволяя познать за счет знакомства с ними структуру совершенства. Важнейшая связная функция разведчика и гейши неизбежно приводит нас в точку пересечения мужской и женской диагоналей, в центр их соединения. Здесь наиболее близко подходят друг к другу два могучих архетипа, деятельность которых настолько важна и многогранна, что они получили двойные названия.

Муж-Генерал. Четвертым в списке лидерских мужских качеств у доктора Брюса Уилкинсона стоит генерал. В английском языке "general" значит "главный". Это достаточно высокий уровень ответственности, когда принимаемые решения имеют судьбоносный характер для семьи. Знаменитое выражение "глава семьи", потерпевшее в советстком и постсоветстком культурных пространствах известную девальвацию, обретает здесь глубокий духовный смысл. Какой бы замечательной не была женщина, если исторические для семьи решения принимает она - дети получают антиинициации, - опыт, нивелирующий божественную суть мужской ответственности: вести за собой, быть полководцем. На уровне своего сакрального назначения мужское начало призвано осознанно давать начало жизни и успешно оберегать затем все процессы развития жизни. Это функции мужа. На ступени Мужа-Генерала, уже будучи инициированным как защитник, кормилец и разведчик, и умея теперь использовать свою природную мужскую агрессию в направлении защиты (и наслаждаясь этим своим умением), то есть становясь тем, кто ведет вперед женщину и свою семью в целом, мужчина уже свободен от детских обид на собственную мать. Материнский интроект теперь не является для него внутренним подавляющим комплексом - он интегрирован в целостную структуру его личности как один из опекаемых, оберегаемых внутренних женских объектов.

Женскому же природой предопределено проявить вовне и взрастить заложенную в него мужскую идею (семя), поэтому в семье женщине отводится власть сержанта, лейтенанта и прочих подчиненных чинов для решения более повседневных задач, где она может широко проявлять свои чудесные способности взращивания. Главные же решения законы мировой гармонии возлагают на мужские плечи (в сакральном пространстве души - на ответственность мужского начала).

Точка, в которой соединяются внутренние структуры мужа (тот, кто творит жену) и отца (тот, кто творит детей, жизнь) в здоровой личности должна быть интегрирована в гармоничное целое. На деле функции мужа и отца бывают не только растождествлены, но и антагонистичны друг другу. Диснеевский фильм "Ловушка для родителей", где в ходе развода родители "поделили" дочерей-близнецов, акцентирует внимание на том, как много страданий приносит расщепленность функций муж-отец и жена-мать. То же можно сказать о российской киноленте::::?..::.. "Американская дочь". Становясь биологическим отцом, мужчина еще не является отцом в духовном смысле этого явления, а только становится на путь развития отцовства. Забегая вперед, отметим, что настоящим отцом своим детям мужчина может стать только когда он начинает ощущать отцовскую ответственность и за свою жену. Это не значит, что мужчина перестает быть другом или сексуальным партнером для своей женщины, но наряду с этими аспектами их отношений появляется именно его отцовская ответственность за нее. Только в этом случае можно считать его отцовство состоявшимся. Такого рода высокий уровень ответственности исключает расторжение брака в кризисные моменты отношений, так как ответственность отца имеет свойство быть вечной. Верность как фундамент встроена в систему зрелых отношений. Во внутреннем мире мужское начало на этом уровне достигает полноты оберегающей позиции по отношению к женскому началу. Здесь впервые проявляется сакральный брак. Вершины же отцовства Мужу-Генералу еще предстоит достичь на самой высокой ступени мужской зрелости - ступени Царя-Отца. Поэтому название Муж-Генерал, а не Муж-Отец остается на этом уровне по праву.

Жена-Мать. В мире женского архетипу Мужа-Генерала естественно соответствует, со-стоит архетип Жены-Матери, занимая с ним практически одну, некую центральную область личности. Только достигнув "генеральской" степени зрелости, то есть, ощущая себя главным, мужчина начинает разделять желание и готовность своей жены иметь детей. Женщина всегда инстинктивно стремится к материнству.

Истинный муж - этот тот герой, который уже победил Дракона зависимости от гиперматеринского комплекса и от реальной матери. Его освободительная миссия выполнена, спасенное женское соединяется с ним в совместном творении, в отношениях наступает стадия плодов. Имея столь зрелого внутреннего (и внешнего) покровителя, женщина только теперь может стать гармоничной матерью: ее отношения с мужчиной открыто состоялись в высшем их смысле - ради рождения детей.

В известной Библейской заповеди так говорится об этом: "да оставит человек отца и мать своих, да прилепится к жене своей, и будут одна плоть". "Одна плоть" здесь, на наш взгляд, - и дети, и любые другие плоды со-творящего союза мужа и жены.

На этой ступени архетип жены впервые вступает в гармоничные отношения с архетипом матери, происходит их интеграция через постижение самого глубокого смысла их неразрывного единства: жена = женщина, которая со-творит мужчине в созидании новой жизни, нового в целом. Здесь образуется точка слияния внутренних структур жены и матери. В реальной жизни нам только предстоит достичь этого слияния, так как в пространстве коллективного бессознательного западной культуры они пока еще страдают от разобщения и нередко находятся внутри личности в печальном антагонизме (см. фильм:::?..:: "Мачеха", США). Женщина, выходя замуж, не знает, как быть именно женой, и как оставаться полноценной женой, когда она становится матерью. Западная культура обнаруживает в этой области большое противоречие. Роль гиперответственной матери, будучи глубоко укорененной и широко признанной (инициированной) в обществе чаще всего сбивает жену с толку, и женщина невольно начинает выполнять в адрес своего мужа более архаичную материнскую функцию. Последнему ничего не остается, как со временем искать женщину вне семьи.

Подлинное же назначение жены просто и кратко описано в Библейском тексте. Жена - помощница мужу, и должна подчиняться ему. Брюс Уилкинсон в своих лекциях о "Библейском портрете супружества" обращает внимание на то, что слово подчиняться имеет возвратную частицу "ся". Это означает, что не муж должен принуждать жену к подчинению, а именно жена сама в какой-то момент достигает понимания сути великой иерархии мужского-женского и признает главенствующее место мужа, ведущую роль его ответственности и инициативы, освобождающих ее для расцвета, со-творения и наслаждения плодами жизни. Во внутреннем космосе это соответствует той стадии развития женского, когда, будучи достаточно защищенным со стороны мужского, оно уже умеет доверять ему.

Вера - высшее знание об устройстве мира. Прежде чем достичь одновременно с мужским началом высокого уровня божественного сознания (по Юнгу, уровня самости), женское проходит предшествующую этому уровню стадию до-верия. Состояние "до веры" - этап, предвосхищающий ступень, где уже присутствует вера. До обретения истинной веры женскому предстоит обрести умение верить мужскому, постичь его надежность, обрести полную безопасность и неуязвимость в пространстве мужского, полное принятие главной составляющей мужского начала - его творящей воли, способной по высшему счету действовать именно в целях расцвета женского.

Таким образом, выходя на уровень "Муж-Генерал"-"Жена-Мать", мы достигаем сразу несколько видов внутриличностного баланса.

В области женского происходит выравнивание истинно женских и материнских энергий таким образом, что никакая из них больше не ущемлена другой. В мужской области природная мужская агрессия уже полностью абсолютно подчинена и верно служит задачам эго. В результате мужские энергии получают, наконец, потенциал такого уровня, что уже могут и стремятся включить в себя женское, объяв и пронизав его своим защищающим полем.

Женское обретает доверие мужскому, постигая свою силу, таящуюся в подчинении и помощи ему. Женское не только призвано взращивать заложенные в него мужские идеи, но и подхватывать истощенное исполнением многочисленных природных функций мужское, создавая ему целебное пространство для отдыха и восстановления сил ("вынашивание"). Мужское, таким образом, получает в лице женского бесконечный источник вдохновения.

Великий центр: Муж и Жена. Наш внутренний центр, где наиболее близко подходят, со-стоят (не отсюда ли выражение "состоять в браке"?) друг к другу мужские и женские энергии является одновременно и фундаментом целостности Я, и центром совместного творения мужского и женского, и великой центральной "точкой сборки" личности, откуда есть мгновенный доступ к любым ее уровням и процессам. Таким образом, это наш внутриличностный центр, из которого возможно мгновенное самоуправление! Как мы упоминали, мужское и женское попадают на этой ступени в центр со-творения жизни.

Как центр личности этот уровень, будучи достигнутым в процессе развития, дает человеку ощущения внутреннего равновесия, эмоциональной полноты и радости, а также - чувство свободы как проявления своего могущества в осуществлении наших целей и задач. Здесь действительно вечно со-творят мужское и женское начала. Причем мужское является творящим, а женское - взращивающим его творения. Содержание реальных свадебных обрядов и обряд венчания идеально соответствуют этому этапу развития, представляя собой церемонию коронации молодых на полновластное царствование в их королевстве - мире семьи. Эти обряды - суть таинства благословения божественной ответственностью, молодых благословляют на вечное созидание новых уровней личности и духа.

Знаменитый автор книг "Женское и мужское" и "Мужское и женское" Теун Марез так пишет об этом во второй из них: ":Наивысшим актом в разумном сотрудничестве между мужским и женским началами является то, что мы называем произведением потомства. Это явление не ограничивается только размножением на физическом уровне, оно также включает в себя произведение потомства на эмоциональном и ментальном уровнях, так как воспроизводство на всех трех уровнях является необходимым условием эволюции осознания. С физическим воспроизводством все предельно просто - для эволюции осознания прекращение воспроизводства человечества было бы смерти подобно. Но воспроизводство на эмоциональном и ментальном уровнях также жизненно важны. Так, эмоциональное воспроизводство есть результат совместного намерения мужского и женского начал материализовать свои скрытые мечты, а ментальное воспроизводство - следствие распределения их знаний в стремлении к этим мечтам" (http: www.universalinternetlibrary.ru/book/marez2/shtml, стр. 21 из 25).

Как уже отмечалось, центральная архетипическая область, которую мы рассматриваем, является первым уровнем сакрального брака. Его можно считать более земным и личностным, в то время как на более высоком уровне, в точке, равноудаленной на горизонтали от позиций Царя-Отца и Богини находится высший уровень сакрального брака - центр самости (высшего, божественного Я), если его можно так назвать, пользуясь терминологией К. Г. Юнга.

На первом уровне сакрального брака мужское и женское сотворят те плоды, которые мы легко можем наблюдать в своей жизни. Это теплая душевная атмосфера в семье, здоровые и творческие дети, успешность в выполнении членами семьи как семейных, так и личных замыслов. Это и наблюдающееся во всем движение именно вперед, привлекающее к личности или к целой семье доброжелательных наблюдателей, которые получают здесь важнейшие для них инициации и сокровенные знания, дающие силу для решения их актуальных жизненных задач. Другими словами, люди или семьи, вышедшие на этот уровень зрелости, одним только фактом своего достаточно гармоничного существования инициируют других. Второй уровень сакрального брака богат преимущественно духовными, вечными плодами. Их не так легко разглядеть с помощью обыденного сознания.

Люди, достигшие в своем развитии первого уровня сакрального брака легко узнаваемы по изобилию в них жизненной энергии, по лукавому свету в глазах, их сопровождает неуловимое обаяние и оптимизм, за которым стоит творческий подход к любым явлениям жизни - будь то генеральные планы или повседневные мелочи. Их всегда окружают процессы созидания, перемены вокруг них - обязательное условие жизни, рождение гармоничного нового - непреложный закон их бытия.

Будучи семейными или холостыми, такие люди производят в общении с миром и другими людьми эффект совместного продвижения вперед, продуктом их деятельности чаще всего является улучшение ситуации, неважно, внутренняя она или внешняя. Когда они входят в помещение, дела в нем могут незаметно пойти по-новому, причем станет об этом кому-нибудь известно, или окажется никем незамеченным, - вопрос второй.

Но описываемый уровень не является ни уровнем абсолютного совершенства, ни даже очень высоким. И это отражается в том, что удивительные особенности людей этой стадии развития вполне реально сочетаются с проблемами, которые могут возникать у них и в отношениях с партнерами, и в других областях жизни.

Хорошим примером могут служить актеры-мегазвезды. Например, мужчины-актеры имеют в основе своего мужского обаяния, пленительный свет, отражающий свет хорошего контакта с внутренним женским началом, свойственный первому уровню сакрального брака. Все "земные" мужские и женские архетипы легко узнаваемы в облике создаваемых ими героев. Здесь есть вс¨ - и завораживающие бицепсы защитников, и высокая адаптация прирожденных победителей - удачливых в умении добиваться (добывать) своего и разведывать новое, независимо от того положительный или отрицательный это персонаж. Чаще архетипическое действо современного киносюжета работает в одном неизменном направлении - производится тотальная защита детей и прекрасных героинь (одновременно напоминающих молодых ведьм, амазонок и гейш), или - спасение и красавиц, и детей одновременно.

Звездные актрисы - тоже очаровывают неподдельным сиянием истинно женских энергий, так как их внутреннее мужское позволяет им наслаждаться теплом и беспечностью женственности, обеспечивая ему бесперебойную защиту. Их женское как бы постоянно "купается в цветах". Мы бессознательно стремимся окунуться в это излучение, оно волшебной силой притягивает наше внимание, пытаясь раскрыть нам что-то очень важное, что постоянно ускользает от осознания.

В то же время, мы знаем, что звездность не исключает жизненных коллизий и драматических сюжетов в реальной жизни актеров. В развитии всегда есть смысл двигаться дальше, и мы приглашаем вас рассмотреть следующий уровень - область "небесного", духовную крону личности.

Королева. Королева - первый архетипический женский уровень "небесной" области. Главным отличием "небесных" женских архетипов от "земных" является "встроенность" защищающего анимуса в саму их природу. Это неудивительно, так как на данном этапе продвижение в сторону зрелости уже миновало Великий центр объединения мужского и женского начал. Это произошло на первом уровне сакрального брака - предыдущей ступени Муж-Жена. Такое единение, свершаясь во внутреннем космосе однажды, становится необратимым.

Королева, например, вследствие своего высокого статуса всегда имеет армию и личную охрану. Защищающее мужское начало уже присутствует в структуре этого архетипа как неотъемлемая часть. Отсюда восхитительное свойство архетипа королевы - глубокое чувство собственного достоинства. Самое высокое позитивное проявление этого архетипа - умение пробудить это чувство в тех, с кем она взаимодействует. Великолепной иллюстрацией тому может служить фильм::::?..::"Римские каникулы" со знаменитой Одри Осборн в роли сбежавший в поисках приключений принцессы. Сама актриса и ее героиня - проявление пика позитивного полюса архетипа королевы: какими бы ни были изначальные намерения мужчин, столкнувшихся с беглянкой, они, во-первых, неизменно становились ее защитниками, и, во-вторых, неизбежно начинали сами проявлять все больше королевского благородства.

Не следует путать архетип королевы с понятием социального статуса королевы обществе. Любая реальная королева, будучи личностью, обладает всеми личностными структурами, мужскими и женскими энергиями, индивидуально сочетая и проявляя их в своем характере и поведении.

Тем не менее, в одном из своих значений архетип королевы символизирует и все планы социальной женской успешности - и высокий социальный статус, и признание окружающих, и чувство женского достоинства как ощущение своей женской силы и ее власти в социальном мире.

На эдипальной (от 3-х до 12-ти лет) стадии развития многие девочки увлеченно рисуют бесконечное количество принцесс, очевидно бессознательно готовясь к своей женской коронации.

По Юнгу, архетип королевы является особенно важным составляющим женской природы. На символическом уровне он представлен образом статной и дородной женщины, богато одетой, достойно несущей свои скипетр и державу. Когда королева медленно восстает со своего трона и степенно шествует по миру, везде, где огромный шлейф ее платья касается земли, взрастают травы, расцветают цветы, возникают все формы жизни, утверждается любовь. Исходя из этого видения, власть и богатство - не единственные, а только частные свойства архетипа королевы. Вечными же составляющими его являются созидательная женская сила и жизнеутверждающая природа.

В образе королевы заключен еще один глубокий смысл. Королевой можно назвать женщину, которая хорошо осведомлена о своих желаниях и чувствах, которая в ладу с самой собой, умеет реализовывать свои интересы и осуществлять свои желания легко и естественно, не прикладывая при этом чрезмерных усилий, не испытывая напряжения. Секрет этого феномена, на наш взгляд, в том, что главный аспект ее "встроенного" мужского начала развит до высокого уровня священника (со-стоящий королеве на ее горизонтали мужской архетип). Священник же по природе - душевед, его главная способность - входить во внутренние миры, ведать сокровенные чаяния, примирять, понимать и поддерживать.

Архетип королевы имеет и негативный полюс. Так как королева - символ защищенности, управления, власти и изобилия, при дефиците мужских энергий в личности эти свойства могут сгущаться, что приводит к проявлению негативного полюса архетипа королевы - подавляющего управления, удушающей власти.

Священник. На шестой ступени в мире мужского находится архетип священника. Он несет ответственность за духовное развитие личности в целом, и ее женского начала, в частности. Мы предлагаем не соотносить название этого архетипа с каким-либо конкретным религиозным содержанием, а иметь в виду высокое этическое (божественное) начало этого архетипа.

Священник обладает необычайно важным для счастливого семейного бытия умением заглянуть в душу своим близким, постичь их сокровенные помыслы, помочь обрести душевное равновесие, когда это нужно. Существует удивительный закон управления - система может бесконечно развиваться лишь благодаря развитию ее элементов. Только будучи вхожим во внутренние миры членов своей семьи (паствы), мужчина может гармонично способствовать ее развитию. Нетрудно заметить, как это умение подготавливается на предыдущих стадиях становления мужского начала. Кормилец уже обладает способностью проявлять интерес к нуждам своих подопечных, к их вкусам, желаниям и предпочтениям, чтобы обеспечить им комфорт и уют. Разведчик отправляется во внешний мир не только ради себя, но и ради уже известных ему, заранее выявленных им интересов реальной (и внутренней) женщины и интересов детей. Значит, он обладает искусством отслеживания внутренних процессов как своих собственных, так и умением заглянуть в глаза и души тех, за кого рискует собой, несет ответственность.

Теперь на уровне священника эта способность восходит к своему абсолютному пику - ведению души. Понимание чувств и глубоких уровней отношений, знание законов их развития - ценнейшее свойство священника. Женщина, мужчина которой так хорошо осведомлен о тайных движениях ее души, не может чувствовать себя иначе, чем королевой. Дети мужчины, в личности которого развит архетип священника, отличаются творческой одаренностью и чуткостью.

Горизонталь Священник-Королева. Этот горизонтальный уровень создает в духовной "кроне" личности высоко потентный пласт социальной компетентности во всех ее смыслах. Будучи развитым и хорошо функционирующим, этот пласт обеспечивает человеку такую степень уверенности в себе, такую дарящую силу, которая, появляясь только там, где в ней есть необходимость, вовремя наполняет собой любые внутренние и внешние прорехи, устраняет дефициты, быстро корректирует возникшие неполадки, насыщая собой вс¨ вокруг и умело управляя целыми областями жизни. Главный эффект хорошо действующей горизонтали Священник-Королева - гармоничное и своевременное управление внутренними и внешними процессами.

Личностная автономия достигает на этом уровне такой высоты, что мужчина уже никогда не предъявит в отношениях претензий или счета женщине, а женщина - никогда не скатится до осуждения кого или чего бы то ни было. Главный закон, который принимается личностью на этом уровне: "Я - могу!". Чем больше энергии у священника и королевы, тем выше творческий фонтан результатов человека в любом виде деятельности.

Дефицит в области священника может привести к феномену "королева без королевства". Без действующего во внутреннем мире личности священника некому осветить лучом понимания происходящие в ней процессы, становится трудно понимать и проживать их, трудно не испугаться сильных чувств, принимать себя и других, трудно дать себе право в полной мере быть и управлять своей жизнью. Происходит отчуждение и отсекание частей внутреннего мира от осознающего аспекта Я. Вытесненные в бессознательное аффективные переживания могут в любое время "устроить бунт", смешав Я все его планы.

Если в женщине недостает энергий королевского архетипа, она во многом ограничивает себя, многого не может себе позволить, не допускает в свою жизнь необходимые блага, начиная от бытового комфорта, заканчивая личным счастьем. Можно без сомнения полагать, что в таком случае - дело в инфантильности священника. Одним из примеров тому - образ из инициации одной нашей клиентки, имевшей жалобы на многолетнее непонимание со стороны мужа и детей: ее священник предстал пятилетним мальчиком на детском празднике, он был одет в карнавальный костюм священника. Женщина испытала ощущение растерянности и острое желание помочь ему вырасти.

Фея. Фея уже не имеет негативного полюса, ее этика божественна, она только исцеляет, помогает, одаривает, растрачивая свои волшебные силы без остатка. Негативной может стать разве что излишняя эксплуатация феи, когда женское отдает себя на заклание своей спасательской миссии и не успевает восстанавливать силы, перерасходуя запасы своей драгоценной энергии.

Фея имеет "встроенный" анимус целебной природы. Его символизирует ее верная спутница - волшебная палочка. Поэтому в сказках фея не имеет супруга. Таким образом, в одной из своих ипостасей, фея может рассматриваться как персонаж растворяющегося эго, устремленный к "небесной" автономии и кажущейся бесполости ангелов.

Целитель. Пятая ступень мужской зрелости - целитель (по Б. Уилкинсону, врач) - несет осознание ответственности за физическое и духовное благополучие женщины и детей, ему свойственны особая концентрация внимания на гармоничном течении процессов жизни, желание и умение управлять ими, исправляя то, что требует исправления. Известными целителями, достигшими магических свойств в своем искусстве, издавна были мужчины. Что же касается дня сегодняшнего, мы не раз слышали об удивительном опыте современных семей, где отцы, принимавшие участие в родах своей жены и вследствие этого имеющие здоровый эмоциональный контакт с детьми, становятся первыми, к кому инстинктивно бежит ребенок в преддверии приближающейся болезни: энергии отца в результате их природного назначения еще более объемны и целебны, чем энергии матери.

Целитель по этимологии самого этого слова является тем, кто воссоздает целостность. Для достижения целостности необходимо глубокое знание всех составляющих целое элементов и законов их взаимодействия. Поэтому целитель, умея получать и передавать такого рода знание, всегда несет в себе потенциал Учителя.

Целитель имеет включенные в его архетипическую структуру энергии феи. Их неуловимое и надежное присутствие всегда ощущается в его душевности, немеркнущем вдохновении, в своего рода творческой одержимости, неиссякаемом желании изменять и совершенствовать различные области жизни. Человек любого пола, имея развитого целителя в архетипическом космосе своей личности, стремится обсуждать проблемы с точки зрения возможных вариантов их решения, а не в стиле смакования негативных подробностей. Дух целителя проявляется в стабильном позитивном настрое человека, в общей его ориентации на процессы развития и позитивные преобразования.

Сам архетип Целителя уже не содержит явно выраженного негативного полюса. Но следует учесть, что фигура целителя включена в более широкий архетип волшебника, позитивный и негативный полюса которого могут проявляться как соответственно исцеляющие, воскрешающие свойства мужской магической силы доброго волшебника и - как коварные, разрушающие жизнь свойства силы злого волшебника - колдуна.

Целитель выступает как творец и хранитель духовных ценностей, которые глубоко исследует предстоящий ему священник. Целитель, обладая неограниченной способностью исправлять то, что нарушено, является наставником, советником, компетентен во всех сферах выживания. Это высоко развитый мужской защищающий элемент божественной природы. Мужская зрелость достигает здесь высшего исполнительского уровня.

Горизонталь Целитель-Фея. Этот архетипический уровень предвосхищает достижение мужской и женской зрелости, ожидающее нас на следующей ступени "Царь-Отец"-"Богиня".

Как и следовало ожидать, в преддверии достижения высокой ступени происходят процессы полной перестройки как на духовном, так и на физическом планах. Эта перестройка достигается через таинства исцеления, посвящения и благословения, которые могут происходить в процессе развития внутри и вовне даже сами собой.

Исцеление касается нарушенных областей жизни - восстанавливаются давно поврежденные каналы отношений с людьми, постепенно возвращается здоровье, уровень активности личности даже в немолодом возрасте повышается, становясь иногда даже более высоким, чем в молодости. Гармонично изменяется внешность человека. Исцеляясь, мы становимся способными исцелять других. Исцеление происходит в результате осознанных усилий человека, становится итогом расширения его сознания и его направленных действий на решение задач. Эти задачи могут иметь самый широкий спектр - от преодоления физических недугов до обретения духовной свободы.

Посвящение - некое преобразование, обретение статуса причастности к новому, более позитивному уровню восприятия мира: у людей появляются внутренние негласные правила избегать, например, негативных тем в разговорах, для них становятся очевидными такие связи между событиями и явлениями жизни, которые открывают новое понимание законов жизни и способов влияния на течение ее процессов. Возникает ощущение управления потоком жизни. Коллективные мифы типа "жизнь заставила" или "такова жизнь" выходят из пользования, так как больше не подтверждаются ни на чувственном уровне, ни ежедневной практикой. У человека возникает творческий настрой "что здесь можно сделать?". Это очень высокий уровень ответственности, не имеющей альтернативы по принципу "быть или не быть", то есть браться за задачу, требующую решения, или не браться. Ответственность берется автоматически, другой позиции человек на этом уровне развития просто уже не помнит. Получая такого рода посвящение, человек тем самым создает условия для инициации роста ответственности других людей.

Благословение - высокое духовное желание видеть мир в благоденствии. Это желание является внутренним действием. Архетип целителя, будучи развитым в архетипической структуре личности, помогает освоить благословляющую функцию. Это признак гармоничного развития и зрелости структур сверх-Я.

Благословение - важнейшая задача старшего поколения, которую интуитивно ощущают многие пожилые люди. В российском социальном пространстве среди пожилых женщин существует бытовая традиция проводить время, собираясь на лавочках около домов, и обсуждая жизнь молодого поколения. Эти разговоры, правда, имеют тяготение к негативному полюсу, некому антиблагословению, так как часто содержат критику и осуждение младших. В то же время, важно осознать всю силу влияния этих "ведьминских коллоквиумов" на судьбы молодых. Если вследствие этого осознания переместить ответственность за благополучие молодых родовых ветвей вверх, на усмотрение "небесной" архетипической области, где правят высшие архетипические фигуры, это влияние могло бы заменить деятельность всей национальной армии психологов и психотерапевтов. При высоком уровне зрелости старшего поколения его духовный потенциал неизбежно направляется в сторону истинного благословения - глубокого непреходящего вечного пожелания счастья представителям всех родовых ветвей, исходящим из родового древа. Но благословение - не только бесконечное внутреннее пожелание счастья другим, но и захватывающее, увлекательное и глубоко творческое по своей природе транслирование и распространение способов его достижения - активная часть благословляющей функции.

Таким образом, хотя Целитель и Фея выполняют свои задачи прежде всего с точки зрения духовных завоеваний, в то же время и самые бытовые проблемы, связанные, например, с восстановлением или укреплением физического здоровья, с глобальным улучшением образа жизни, с переходом к новым системам ценностей, - по сути результат работы архетипов этой горизонтали.

Работа целителя требует постоянной включенности и большой отдачи. Он во многом выполняет задачи духовного водительства, ему постоянно требуется информация, он инициатор многих внутренних трансформаций.

Несомненно важно, в каком состоянии находится архетип Феи, со-творящий целителю на этом уровне. Фея и Целитель взаимно нуждаются в благополучии друг друга. Однако, дефицит в любой из этих областей легко восстанавливается за счет привлечения соответствующих энергий противоположного пола. "Встроенность" творящего анимуса в архетип феи и волшебной анимы в архетип целителя позволяют им неизменно находить ресурсы для вечного восстановления друг друга.

Наша практика показала, что фея нередко нещадно эксплуатируется в личности западной женщины. Если фея истощена, целителю негде черпать свое вдохновение. Когда в ходе инициации фея в образе клиента оказывалась печальной или плачущей, появлялся мужской волшебный персонаж, например, ее учитель - гном, и производил свои целебные действия по восстановлению душевной гармонии феи. В других случаях в начальных образах наших клиентов часто появлялся очень старый целитель, сам страдающий каким-либо заболеванием. Ему не хватало теплого молока и пледа, которым его могло бы укрыть любящее существо. После восстановления энергии феи в ходе последующих инициаций, целитель приступал к активной деятельности, выздоравливая и молодея.

Царь-Отец. Вершина мужской зрелости - архетип Царя. Мы посчитали необходимым использовать в названии этой ипостаси устойчивое словосочетание Царь-Отец, так как это испокон веков существовало в русском языке.

Обладая всеми предыдущими уровнями мужской зрелости (защитника, кормильца, разведчика, генерала, священника и целителя), мужчина автоматически становится царем - средоточием абсолютной ответственности, власти и достоинства как в своей семье, так и в своем роду. Царь-Отец - правящая архетипическая инстанция. Его отцовская ответственность распространяется не только на его детей, но и на жену, и на родовые ответвления, которые он возглавляет.

Если рассматривать геометрию его расположения в архетипической мандале, то видно, что, максимально взойдя в область "неба", он максимально удален от женской диагонали - от архетипа Богини. Можно предположить, что это говорит о его наибольшей независимости от женского, о его наиболее полном обладании анимой, "встроенной" в саму суть его структуры. Коллективное бессознательное содержит вечное представление о том, что Царь - наместник Бога на земле. Поскольку царь - избранник божий, то и его душа избрана и воплощена по высшему соизволению, непосредственно - божья посланница. Анима в переводе с греческого и означает "душа". Архетип царя, таким образом, содержит Божественную аниму. Это делает его волю абсолютной. Правление в результате описанных закономерностей осуществляется в смысле абсолютной ответственности.

Структура Царь-Отец присутствует во внутреннем космосе любого человека. Если мужчина или женщина страдают, например, алкоголизмом крайней стадии и имеют деградирующую личность, то можно сказать, что верховная инстанция Царь-Отец не отсутствует в структуре их личности, а находится в крайне депривированном состоянии. В образах наших клиентов дефицит энергий в области этого архетипа отражался в дряхлости Царя, или в его глубоком нездоровье. В одном случае Царь-Отец представился разведенной женщине опоенным зельем. Другой опыт принадлежал мужчине, который никогда не видел своего отца. Его Царь оказался каменным изваянием, а при следующей попытке пройти эту инициацию - казненным.

Во всех этих случаях дальнейшая работа в режиме инициаций привела к позитивным изменениям состояния архетипа Царя-Отца: цари оживали, обретали здоровье, старческая дряхлость сменялась зрелым возрастом, одинокие царские фигуры восстанавливали отношения с царицами, освобождая их из плена. Заметим, что царский персонаж в процессе позитивных трансформаций не создавал новый брачный союз, а восстанавливал утраченный. Это лишний раз подтверждает, что архетип Царя-Отца уже имеет в своей структуре Божественное женское.

Богиня. Статус Богини говорит о высшем предназначении женских энергий - об их вечном космическом служении, отличающимся от конкретной адресной помощи феи, действующей в земном мире. Осознание величия и могущества женской силы - естественный этап развития высших уровней женской части Я.

Богиня, несмотря на свое небожительство, находится под покровительством непобедимой царственной мужской фигуры. Эти отношения воспеваются поэтами, плоды их союза - это божественная любовь, божественное служение, миссионерство, меценатство, героизм, божественные озарения - те моменты человеческих взлетов, которые движут цивилизации, остаются нетленным знанием.

Поскольку, Богиня, как и предыдущие "небесные" женские архетипы, имеет царственный анимус, включенный в ее природу, уровень ее защищенности делает ее автономию безусловной. Поэтому она бессмертна, неуязвима и вечно молода. Богиня пользуется всеми силами природы, мгновенно решая задачи посредством внутреннего действия. Ее анимус, представляя собой царственную мужскую волю, обеспечивает ей все необходимые средства проявления ее божественного женского замысла.

В обыденной жизни вполне реально встретить людей, достигших этого уровня зрелости. Их легко узнать по непреходящему сиянию глаз, по высокому строю души, по смелости и внутренней неуязвимости, по независимости и созидательному стилю жизни - они делают то, чего до них не было, но отчего жизнь преобразовывается в сторону гармонии. Их следы никогда не связаны с разрушением. Реальные мужчины и женщины, имея развитый архетип Богини, талантливы, не страдают соматическими заболеваниями, легко находят выход из сложных ситуаций, реализация их замыслов неизменно встречает своевременную поддержку со стороны мира в виде благоприятных событий или оптимального стечения обстоятельств. Все женщины, проходившие эту инициацию, представляя себя богиней, сначала наслаждались уровнем своего могущества, а затем неизменно изъявляли желание спуститься с небес и жить земной жизнью, став женой обыкновенного мужчины. При этом все они непременно хотели сохранить свои божественные возможности небожительницы.

Горизонталь "Царь-Отец"-Богиня". Эта горизонталь поднимает Я на духовный пик его развития. В центре, находящимся на горизонтальной линии между архетипами Царя-Отца и Богини, находится второй уровень сакрального брака - духовный центр личности, центр самости. Далее развивающееся сознание выходит на еще более высокий уровень, где личность больше не проявлена, а сознание переходит к своей космичности.

Высший уровень "Царь-Отец"-"Богиня" дает человеку автономию такого рода, когда характер социальных условий жизни уже не влияет на его внутренний мир и поэтому больше не входит в систему его ценностей, хотя социальный статус такого человека может достигать в реальном мире даже самого высокого порядка. Человек наиболее свободен, но осознанно избирает путь исполнения некой миссии, направленной на служение другим людям.

Описанные базовые архетипические темы включены в психотерапевтическую программу инициационной терапии наряду с множеством других архетипических тем, основой которых являются как сказочные, так и мифологические сюжеты. Всего количество следующих возможных тем инициаций насчитывает сегодня более 80-ти.